0
4121
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.10.2014 00:01:00

От приличной тюрьмы придется отречься

Вячеслав Селиверстов

Об авторе: Вячеслав Иванович Селиверстов – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии МГУ.

Тэги: тюрьма, стандарт, зэки, реформа, копейск, лукин, путин, права человека, минюст


тюрьма, стандарт, зэки, реформа, копейск, лукин, путин, права человека, минюст Попытка перестроить на тюремный лад всю систему мест лишения свободы оказалась ФСИН не по зубам. Фото Reuters

Трудно искать черную кошку в темной комнате. Не менее трудно писать о реформе, которой нет. Нет в том понимании, которое мы вкладываем в реформу любой сферы социальной жизни: с четко обозначенными и реалистичными целями, с необходимым финансовым обеспечением, независимым научным сопровождением, поддержкой институтов гражданского общества, с механизмом гласного и объективного подведения ее итогов и другим.

Начиная с 2009 года проводимая ранее поэтапная реформа пенитенциарной системы была заменена на фантастический по своей неосуществимости комплекс идей о путях развития системы исполнения наказаний в России. Отчасти эти идеи получили закрепление в утвержденной правительством РФ 14 октября 2014 года Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, где предусмотрен переход в 2016 году к тюремному содержанию осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Поскольку в местах лишения свободы находилось свыше 80% осужденных за данные преступления, то фактически нужно было перестроить на тюремный лад всю систему мест лишения свободы. Для такого переустройства требовались громадные средства: только по оценкам Минюста России, на тот период необходимо было 1,8 трлн руб., а по мнению независимых экспертов – в десятки раз больше. Государство таких денег не выделило (существовали другие социально значимые цели), и поэтому стала набирать силу тенденция привлечения средств осужденных и их родственников для переустройства исправительных колоний в тюрьмы, попросту – вымогательство.

Все это вылилось в возмущение осужденных, апогей которого был в ноябре-декабре 2012 года в исправительной колонии города Копейска. После массового неповиновения осужденных последовала знаменитая констатация факта провала пенитенциарной реформы первым заместителем директора ФСИН России генерал-лейтенантом Эдуардом Петрухиным с последующим уходом его из уголовно-исполнительной системы по собственному желанию, а фактически за свое независимое и профессиональное мнение.

Следует вспомнить и активную роль уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, который в грезах концепции увидел реальную опасность массового нарушения прав человека. После двух обращений омбудсмена непосредственно к президенту РФ Владимиру Путину было принято решение о пересмотре концепции, для чего распоряжением правительства РФ от 1 сентября 2013 года была создана рабочая группа во главе с министром юстиции РФ.

С тех пор прошло более года. При рабочей группе Минюстом России созданы секции. На одной из них, а именно секции по совершенствованию законодательства, включающей в себя правозащитников, ученых, представителей бизнеса, общественных и международных организаций (в эту секцию входит и автор настоящей статьи), 16 сентября 2014 года обсуждались консолидированные предложения, одно из которых заключалось в исключении раздела концепции, посвященного переходу на тюремное содержание осужденных. Вместо этого была предложена, на наш взгляд, вполне реалистичная цель – поэтапного размещения осужденных к лишению свободы в маломестных помещениях исправительных колоний.

Данное обсуждение дало повод некоторым СМИ сделать вывод о подтверждении правоты противников пенитенциарной реформы. Конечно, вспомнили и констатацию генерал-лейтенантом Петрухиным провала пенитенциарной реформы. Сразу же последовало опровержение этой информации со стороны Минюста России. Действительно, обсуждение на секции рабочей группы еще не означает официального изменения концепции. Она-то остается неизменной по настоящее время. Идет лишь проработка вариантов ее изменения. По форме этот так, а по существу?

По существу обращает на себя внимание скорость, с которой готовятся соответствующие изменения. Если сравнить темпы подготовки самой концепции (об этом много писали и правозащитники, и ученые) с темпами подготовки предложений по ее изменению, то это сравнение скорости поезда «Сапсан» и черепахи. С каким давлением, невзирая на возражения министерств и ведомств, в том числе Генеральной прокуратуры РФ, ученых, правозащитников, в сжатые сроки была принята в 2010 году концепция, с таким же обратно пропорциональным, неспешным, растянутым по этапам проходит выработка предложений по ее изменению. Складывается впечатление, что тянут время. Известна же знаменитая притча Ходжи Насреддина о султане и ишаке.

Конечно, можно объяснять такую медлительность необходимостью тщательно взвесить все «за» и «против», но как объяснить, что первое заседание рабочей группы состоялось по истечении полугода после ее образования! И то – оно состоялось только после напоминания о бездействии созданной рабочей группы в СМИ. Самое неприятное заключается в том, что уходит время, которое можно было бы потратить на необходимые и реалистичные структурные реформы. Вследствие ухудшения социально-экономического положения России, в ближайшее время будет сокращаться финансирование уголовно-исполнительной системы. Тогда и о необходимых насущных реформах придется забыть, лишь бы обеспечить текущие потребности содержания осужденных.

Что касается итогов деятельности рабочей группы, то применительно к переходу на тюремное содержание они очевидны. Как ни оттягивать внесение изменений в концепцию, а от тюрьмы, соответствующей европейским стандартам, придется отказаться. Это тем более очевидно, что тюрьма (как камерное содержание) не воспринимается судебной практикой. В настоящее время, согласно данным на сайте ФСИН России, в восьми тюрьмах общим лимитом 3,7 тыс. мест содержится 1,4 тыс. осужденных, что составляет 35,1%. Остальные 64,9% мест пустуют, хотя нельзя сказать, что нет осужденных, «заслуживающих» направления в тюрьму.

Теперь о мифологии. Среди многочисленных реформаторских инициатив Министерства юстиции имеется идея внедрения в местах лишения свободы системы «социальных лифтов для осужденных». Ее сущность заключается в изменении условий содержания осужденных в зависимости от их поведения во время отбывания наказания: лучше себя ведет осужденный – больше благ, хуже – меньше. Социальные лифты были предусмотрены ведомственными актами еще в 2010 году, по их знанию у сотрудников колоний были приняты зачеты. Действует система социальных лифтов для осужденных по сей день. По сей день идут отчеты о том, что, например, 125 тыс. осужденных прошли через систему социальных лифтов и 75 тыс. в результате улучшили свое поведение.

Конечно, специалисты отметят то, что такое изменение условий отбывания наказания предусматривает действующий УИК РФ. В теории уголовно-исполнительного права оно обозначается термином «прогрессивная система исполнения наказания». При этом сама система изменения условий отбывания наказания возникла еще в первой половине ХIХ века и получила название Английской марочной, или звездной, и Ирландской прогрессивных систем. Наиболее последовательное применение данная система нашла в тюрьме острова Норфолк в отношении каторжных осужденных из Англии. Впоследствии прогрессивная система отбывания наказания изменялась, совершенствовалась, отдельные государства от нее отказывались и возвращались вновь. Прогрессивная система отбывания лишения свободы нашла отражение в исправительно-трудовом законодательстве СССР (хотя данный термин не использовался в науке в тот период времени ввиду его буржуазного происхождения), а затем и в уголовно-исполнительном законодательстве современной России.

Почему нельзя было сказать о совершенствовании прогрессивной системы исполнения наказания, о ее расширении – ответить очень сложно. Этот вопрос следует адресовать авторам системы социальных лифтов для осужденных. Не думаем, что дело здесь, как и в советское время, в буржуазном происхождении термина «прогрессивная система исполнения наказания». Инициаторам системы социальных лифтов хотелось, с одной стороны, продемонстрировать свои новаторские усилия по реформированию уголовно-исполнительной системы, а с другой – остаться в истории уголовно-исполнительной системы. Последняя задача, как нам представляется, инициаторами социальных лифтов выполнена, в истории они, конечно, останутся.

В современных условиях понятие социальных лифтов имеет не только иждивенческий, но и коррупционный оттенок. Многочисленные примеры раздачи должностей по материальным, земляческим, семейным и иным (только не профессиональным) основаниям объясняются действием социальных лифтов. И этот термин решили применить к осужденным, которых иждивенческий подход привел на скамью подсудимых. Надо ли это было делать, причем с закреплением в ведомственных нормативных актах?

В международной практике использование вместо прогрессивной системы отбывания наказания термина «социальные лифты» приводит вообще к комическим ситуациям. В октябре 2011 года на семинаре-совещании директоров пенитенциарных служб стран – членов Совета Европы в Страсбурге тогдашний директор ФСИН России Александр Реймер в своем докладе пропагандировал систему социальных лифтов для осужденных с использованием мультипликаций, в которых осужденных перевозят на лифте. После окончания доклада ко мне обратились некоторые зарубежные эксперты. «Неужели вы все помещения для осужденных оснастили лифтами? Молодцы, такая забота, ведь у вас большинство зданий двухэтажные и трехэтажные. Вот это гуманизация!». Другой эксперт: «Мы все поняли из доклада директора ФСИН, но объясните, почему, для того чтобы осужденный улучшил свое поведение, его необходимо больше возить в лифтах?» Комментарии излишни.

Тяжелое и мучительное избавление от фантастических проектов 2010–2012 годов составляет основное содержание современного этапа реформы. На этом фоне пробиваются лишь разрозненные инициативы ФСИН России по вызываемым жизнью изменениям в пенитенциарной сфере. Речь идет об укреплении отрядного звена в колониях, о расширении основных средств исправления осужденных, создании гибридных или мультирежимных исправительных учреждений, включающих в себя элементы колонийского и в небольшой части тюремного содержания. К этому фактически идут и западные пенитенциарные учреждения, где отмечают как дороговизну исключительно тюремного содержания осужденных, так и их неэффективность в плане предупреждения рецидивной преступности. В избавлении от фантазий, на наш взгляд, положительную роль играет Совет при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека (председатель Михаил Федотов), на заседаниях которого осуждаются наиболее злободневные вопросы развития пенитенциарной системы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1732
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1080
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
785
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1063

Другие новости