Обеспечение безопасности должно быть положено в основу сущностного реформирования правоохранительных органов. Фото PhotoXPress.ru
Позволю себе напомнить, что пять лет назад стало главным аргументом, вызвавшим масштабное реформирование правоохранительных органов и прежде всего органов внутренних дел, – растущая в обществе напряженность, прямо пропорциональная усиливающемуся страху населения перед опять-таки нарастающим криминальным произволом, дополняемым, как это ни печально осознавать, произволом правоохранительным. Сотрудник органов внутренних дел превратился в глазах простых граждан из защитника в самостоятельную угрозу их спокойствию. И, как водится, не окажись в этот момент среди людей приснопамятного озверевшего майора Евсюкова, его надо было придумать, поскольку перманентное ожидание общественным сознанием нового «кошмара в погонах» уже подготовило почву для взрыва народного негодования. Хотя, если честно, не только обоснованное недовольство общественного мнения, но и внутреннее напряжение в самой правоохранительной системе, культивируемое неадекватностью государственного и общественного внимания к тем, кто вынужден постоянно «стойко сносить все тяготы и лишения службы», испытывая на себе при этом тройной прессинг (криминал, население, начальники), давно слилось во всеобщее «говорухинское» понимание: «Так жить нельзя!»
Потому на волне поддерживаемого, развиваемого и укрепляемого всеми поистине революционного вдохновения от всеобъемлющего чувства творения новой правоохранительной истории во имя торжества национальной безопасности на первоначальном этапе реформирования этой системы и государством, и обществом, и самим ведомством, и многими его талантливыми и преданными интересам службы сотрудниками делалось поистине немало. Была создана действительно хорошая федеральная нормативная правовая база деятельности ключевого правоохранительного звена – полиции. Вполне логичным продолжением, отвечающим этой правовой основе, стали: масштабная переаттестация личного состава ведомства; формирование надежных предпосылок для оптимальной структуризации входящих в эту систему подразделений, включая центральные и местные органы управления; формулирование и создание условий для обеспечения решения функциональных задач, нацеленных на повышение эффективности правоохранительной работы, отвечающей современным требованиям общества и государства, и др.
Между тем, постоянно углубляясь и «совершенствуясь» изнутри, процесс реформирования системы постепенно стал превращаться в самоцель. Задействованный в нем бескрайний административно-командный ресурс, требующий от каждого сотрудника, коллектива, руководящего звена и т.д. подробного отчета о выполнении умопомрачительного количества новых регламентов, без числа производимых чиновниками от реформирования, сегодня, по сути, заменил повседневную живую высококвалифицированную и творческую в прямом смысле слова п р а в о о х р а н и т е л ь н у ю работу на бесконечную подготовку «правильной» документации. В этих условиях, потеряв над собой складывающийся многими десятилетиями профессиональный антикриминогенный контроль, преступность довольно успешно трансформируется порой в недосягаемые для современных борцов с ней качества и масштабы, продолжая усиливать страх миллионов наших сограждан перед преступностью и, соответственно, снижать у них надежду на обеспечение безопасности правоохранительными органами. Достаточно сказать о киберпреступности, превратившейся буквально за несколько лет во вселенскую угрозу, однако большей свой частью остающейся за пределами какого-либо правоохранительного воздействия. И это, к сожалению, далеко не единственный пример активного криминогенного вторжения новых криминальных процессов в повседневную жизнь соотечественников.
Еще лет десять назад подмечаемой криминологами главной проблемой обеспечения безопасности населения от преступности выступала образовавшаяся в российском обществе рассогласованность между правоохранительными интересами населения, претендующего на гораздо более высокий уровень своей защищенности от любых криминальных посягательств, и профессиональными интересами правоохранительных органов, традиционно нацеленных на преступников, часто в ущерб собственно обеспечению требуемой населением реальной антикриминальной защиты от таковых. Такая рассогласованность правоохранительных интересов и сегодня существенно обостряет существующую в российском обществе общую проблему социальной напряженности и выступает самостоятельным фактором угрозы российской национальной безопасности. Однако особенно тревожно, что ныне эта угроза постепенно вообще может уйти из поля зрения государственного правоохранительного контроля, поскольку современный его антикриминогенный вектор смещен в еще более туманную сторону перманентного реформирования без какого-либо учета целевой направленности такового на реальное обеспечение безопасности. Теперь уже не только население с его чаяниями, но и сама преступность остаются без правоохранительного внимания. Зато формально, по документам, реформа правоохранительной системы выглядит вполне успешной.
Думается, что для перехода от затянувшегося формального периода к сущностному реформированию правоохранительной системы и главным образом полиции, способной в настоящем и будущем отвечать надеждам российского населения на обеспечение его безопасности от любого криминального произвола, необходимо концептуально обеспечить смену существующей, сформированной веками силовой парадигмы деятельности полицейских подразделений на социально охранительную, защитную, реализующую собой реальную сущность правоохранения. Только в случае выбора государством такой концепции российское общество будет способно воспринять новую полицию как адекватный его чаяниям социально-правовой инструмент защиты прав, свобод и интересов людей. Представляется, что в целях пропаганды именно такой концепции деятельности полиции следовало бы сменить отражающий сегодняшнюю суть деятельности органов внутренних дел слоган «Служа России – служим закону» на концептуально новый, к примеру, «Ваша безопасность – наша профессия».
Реализация предлагаемой концепции организации полицейской деятельности в современных условиях предполагает сосредоточить основные усилия управленческого звена правоохранительных органов на обеспечении процессов интеллектуализации и профессионализации сотрудников. Наука, образование, включая систему повышения квалификации, культура, а также целенаправленная популяризация образа нового полицейского с использованием всего информационного арсенала формирования общественного мнения о деятельности полиции должны стать приоритетными направлениями обновления системы. Именно они способны сформировать необходимые сотруднику полиции качества профессионализма, создающие основу авторитета всех правоохранительных органов. Отсюда необходима активная популяризация образа современного полицейского-профессионала, постоянная его пропаганда в средствах массовой информации с освещением положительного правоохранительного опыта. Важно задействовать для этой широкой пропаганды ведущих специалистов правоохранительных органов, прежде всего представителей его научного сообщества, профессионалов, которых знает Россия. При этом одних собственно полицейских СМИ для подобной пропаганды недостаточно. Должна быть создана система ф о р м и р о в а н и я общественного мнения о деятельности полиции с использованием самых разных средств массовой информации и разных их форматов, независимо от целевой направленности.
Помимо обозначенных приоритетов важно изменить сложившиеся подходы к критериям оценки деятельности полиции, до сих пор отчасти неоправданно формируемым на основе официально регистрируемых существующей системой уголовно-статистической регистрации показателей преступности, явно не отражающей ее реальной криминологической картины. Создание новой системы уголовно-статистической регистрации преступлений, способной фиксировать максимально объективное их количество, и построение на основе таких криминологических показателей новой системы научно-аналитической информации о преступности призвано обеспечить адекватное ей распределение полицейских сил и средств, оперативное управление ими для достижения большего эффекта в обеспечении безопасности населения от преступности. Количество выявляемых преступлений и правонарушений должно стать основанием для оценки правоохранительной активности полиции, а основным критерием эффективности ее деятельности – показатель состояния безопасности населения от криминальных угроз, выявляемый в процессе изучения общественного мнения. Только прежде чем погружаться в этот познавательный процесс, надо предварительно обеспечить соответствующее формирование общественного мнения, просвещать население, воспитывать его способность адекватно реагировать на правоохранительные ситуации.
Любая реформа, в том числе в системе правоохранительных органов, любое перспективное направление повышения эффективности правоохранительной деятельности может быть успешным только при его соответствующем программно-целевом обеспечении. Для этого каждой заявленной в рамках реформирования цели должна соответствовать предварительная оценка ресурсов ее достижения (правовых, организационных, кадровых, финансовых, материально-технических и др.). Представляется, что именно использование программно-целевого подхода в совершенствовании любой из сторон деятельности полиции и реформирования российских правоохранительных органов в целом способно обеспечить достижение главной цели всякого менеджмента – достижение максимальной эффективности при минимуме затрат. Таким образом, реформирование правоохранительных органов, сориентированное на концепцию безопасности от преступности, содержит в себе достаточно объемный нереализованный потенциал возможностей, воплощение которых способно привести к большему правоохранительному успеху.