Фото пресс-службы Министерства образования республики Татарстан
Исключительно местная, однако, возможно, далеко не самая главная проблема Татарстана (есть же еще религиозные экстремисты) – паритетное изучение татарского и русского языков в школах республики. Чиновники местного Министерства образования и науки, комментируя ситуацию, когда в некоторых школах предпочтение отдается все же татарскому за счет изучения непрофильных предметов, раз за разом убеждают взволнованных родителей русских детей, что это миф.
«Однозначно заявляю – это не так! – однозначно заявлял, например, в начале сентября с.г. заведующий татарским Минобразом Энгель Фаттахов, отвечая на вопросы читателей одного из казанских изданий. – Мы выполняем федеральный стандарт. Часы на изучение татарского языка и литературы реализуются за счет инвариативной части учебного плана. Учебное время на изучение других предметов сохраняется полностью, и обеспечивается мобильность учащихся в образовательном пространстве России. Часы компонента образовательного учреждения (во 2–4-х классах – по одному часу, в 5-м классе – три часа, в 6 и 9-м классах – по два часа в неделю) распределяются и используются по усмотрению школы в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, в том числе на русский язык и литературу».
Однако родители, открыв дневник своего 9-летнего ребенка, могут увидеть в расписании на неделю три урока татарского языка в понедельник, среду и четверг и… четыре урока русского – все в тот же понедельник, вторник, среду и пятницу. Выглядит это даже как перекос в сторону русского языка, однако есть интересные детали. Например, литературное чтение преподается пять раз в неделю, причем три раза на татарском. Кроме того, школьники, например, должны подготовиться к литчтению, занявшись рэсемясарга (нарисовать рисунок – по-татарски), а в понедельник ятларга – выучить текст, говоря по-русски. Получается, что к профильному преподаванию татарского языка в школе добавляется еще непрофильный предмет, который учителя ведут на татарском языке. В итоге в неделю выходит не три, а шесть «татарских» уроков.
Между тем проблема равного преподавания татарского и русского в школах Татарстана расколола многонациональное и многоконфессиональное общество. Возмущаются представители русской общественности. Возмущаются и общественники татарские. И те и другие посещают протестные акции друг друга, упражняясь в остроумии и непечатной лексике. Хотя позиция власти – правительства и Казанского кремля – относительно изучения татарского языка в республике в общем-то ясна и достойна как минимум сочувствия, ведь с каждым годом все меньше молодых людей стремится говорить на родном языке. Татарский постепенно исчезает, и что с этим делать, совершенно непонятно.
Казань