Хотя население Приморья сокращается, даже в этих условиях поиск вакансий для оставшихся жителей – сложная задача. Фото с сайта www.vl.ru
Главные проблемы Дальнего Востока глава Минвостокразвития Александр Галушка недавно озвучил депутатам Госдумы РФ на правительственном часе. В регионе объем подушевого финансирования по некоторым направлениям заметно меньше, чем в среднем по России: в здравоохранение – в 14 раз ниже, туризм и культура финансируются хуже в 11,6 раза, спорт и образование – в четыре раза. Регион в 14,2 раза хуже обеспечен комфортным жильем и коммунальными услугами. Из обозначенных министром обстоятельств вытекает главная проблема Дальнего Востока – отток населения и высокая смертность. И эту тенденцию пока не переломило финансовое и политическое внимание к территории федерального Центра.
Согласно статистике, пиковая численность населения в Приморье была в 1992 году – более 2,3 млн человек, а к 2014 году приморцев осталось уже 1 млн 938 тыс. человек. Согласно данным Примкрайстата, сделавшего сценарий предположительной численности населения края, в 2025 году приморцев будет уже 1,8 млн, а в 2031 году эта цифра уменьшится еще на более чем 65 тыс. человек.
Отмечена еще одна тревожная тенденция – население продолжит покидать деревни и селиться в городах, где есть надежда найти работу, и к 2031 году в приморских городах поселится 1,4 млн человек, а в селах останется чуть больше 329 тыс. человек.
Согласно прогнозу, если в 2014 году на 23 268 родившихся приморцев приходится 26 445 умерших, то в 2030 году умирать будет примерно столько же, а рождаться – заметно меньше. Иначе естественная убыль населения вырастет более чем в три раза.
Опросы, проводимые среди выпускников школ, показывают, что процент тех, кто собирается получать высшее образование за пределами края, увеличился с 2,6 до 10%. Многие хотят учиться в вузах Москвы, Санкт-Петербурга. Причина оттока – в отсутствии перспективы трудоустройства по специальности.
Не оправдались заверения чиновников о том, что тренд сокращения населения изменится после проведения во Владивостоке саммита стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 2012 году. По данным экспертов, население региона так и не увидело перспектив ни от саммита, ни от обещаний правительства. Если в 2011 году Приморье покинули 14,2 тыс. человек, то лишь за девять месяцев 2012 года – уже 18 тыс. приморцев.
При этой официальной тенденции региональные чиновники полны оптимизма. Мэр Владивостока Игорь Пушкарев на заре карьеры обещал горожанам, что краевой центр разрастется до 1,5 млн человек. Экс-глава Приморья Сергей Дарькин мыслил более масштабно. У приморцев остались воспоминания о форуме АТЭС-2006 в Ханое, на котором он заявил, что 6 млн жителей южного Приморья будут жить в мегаполисе. Общественность края схватилась за голову: откуда в регионе, из которого все кто может уже уехали, возьмется столько жителей, если во всем крае меньше 2 млн человек? Правда, после возвращения губернатора во Владивосток стали говорить о 2–3 млн жителей.
Не отстает от коллег и нынешний глава края Владимир Миклушевский, поставивший себе задачу «в ближайшие два-три года в корне изменить демографическую ситуацию».
Владивосток