Основные пики: 12.10. Продажа алкоголя несовершеннолетним 11.11. Подведение итогов Думы 5-го созыва, обсуждение законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан» 10.12. Наказание для нетрезвых водителей, обсуждение законопроекта о пенсиях 12.12. Обсуждение проекта «закона Димы Яковлева» 02.13. Обсуждение Закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» 10.13. Госдума провела правительственный час по событиям в столичном районе Бирюлево (обсуждение антитеррористического регулирования), обсуждение миграционной политики 12.13. Госдума пообещала принять закон о новой пенсионной формуле 04.14. ОСАГО (повышение стоимости обязательных автостраховок, обсуждение поправок к закону об ОСАГО, из которого следует, что лимиты выплат увеличатся, возмещение ущерба можно будет получить ремонтом, для оформления большинства аварий сотрудник ГИБДД не потребуется и т. п.) Поправки к закону об ОСАГО были приняты в июле. Данные предоставлены информационно-аналитической компанией «Медиалогия»
Согласно концепции известного социолога Абрахама Маслоу, потребность безопасности стоит у людей на втором месте после физиологических. Если политическая повестка привязана к данной теме, она практически наверняка вызывает отклик у аудитории. Поэтому неудивительно, что российские законодатели прибегают к подобной теме при лоббировании своих инициатив. Законодательные проекты, связанные с безопасностью, часто порождаются общественным резонансом, вызванным каким-либо происшествием или проблемой. В этом случае депутатам-инициаторам обеспечено внимание СМИ. Возможно, потому парламентарии нередко пытаются спекулировать на теме заботы об общественной безопасности для продвижения каких-либо предложений, вызывающих неоднозначную реакцию общества. «НГ политика» попыталась проследить, какие именно аспекты жизни россиян волновали депутатов Госдумы в законодательном порядке на протяжении четырех последних лет.
Согласно данным информационно-аналитической компании «Медиалогия», в 2010 году пик интереса СМИ к законопроектам по безопасности пришелся на декабрь и был связан с законодательной инициативой, усиливающей наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним. Тогда в стенах Госдумы решили, что «спаивание» молодежи – одна из главных проблем России, угрожающая здоровью нации, и тому в российских СМИ появилось немало устрашающих своей фактурой подтверждений. Через пару месяцев, опять же в целях, вероятно, безопасности, продажа алкоголя в киосках была поставлена вне закона, и кроме того, было установлено время, когда можно купить спиртное: с 8 утра до 11 вечера. Впрочем, запрет на продажу алкоголя в рамках этого ограничения был отдан на откуп местной власти. и многие не преминули этим воспользоваться: во многих регионах водку, и даже пиво нельзя купить раньше 14.00. Пафос обеспокоенностью здоровьем нации выглядел бы очень достойно, если бы не некоторые настораживающие моменты. Дело в том, что на днях Минпромторг намерен обсудить предложение ФАС о возобновлении торговли алкоголем и табаком в тех самых ныне запрещенных ларьках. Об этом заявил глава ведомства Денис Мантуров, сославшись на устные слова руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, посетовавшего, что «несколько сотен тысяч малых предприятий» были вынуждены уйти из торговли именно из-за запрета на продажу алкоголя и табака. По его мнению, публично озвученному Мантуровым, именно они – читай, алкоголь и табак, являются «бюджетообразующими» для малых предприятий в сельской местности. Как это понимать: экономические аспекты и на этот раз оказались выше ранее декларируемой безопасности здоровья нации?
Похожая история произошла и с курением. В 2013 году депутаты, все также беспокоясь о безопасности и здоровье нации, быстро приняли закон об охране граждан от табачного дыма, согласно которому с июня этого года курильщикам курить стало запрещено практически везде. Со стороны кажется, что курильщиков особо меньше не стало, но где курить они перестали – это в кафе и ресторанах. Некоторые их владельцы, не желая попасть под штрафы, стали запрещать курение даже немного раньше. Однако жалобы столичных рестораторов на убытки возымели действие на некоторых чиновников. Так, руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сообщил, что со следующего сезона в Москве на некоторых летних верандах ресторанов и кафе курить все же будет можно, в таком же ключе с надеждой на смягчение антитабачного закона высказались и некоторые представители Общественной палаты, а также представители «Опоры России». Другой вопрос: непонятно, зачем вначале принимать закон, а потом в скором времени бросаться его корректировать?
Подобные шаги вперед-назад вообще довольно типичны для наших субъектов законодательной инициативы, иногда даже до конкретных законопроектов дело не доходит. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в четверг заявил, что на месте мобильных операторов поднял бы цены на сотовую связь в связи с запуском сетей четвертого поколения. Уже на следующий день его ведомство стало опровергать данную информацию, ссылаясь на то, что речь шла только об Интернете. Сам господин Никифоров через Twitter стал предупреждать, что ни о каких повышениях тарифов речи не идет, что цены останутся на прежнем уровне. Каждое подобное заявление сопровождается комментарием, что Минкомсвязи никак не влияет на цены рынка сотовых услуг, что они подчинены законам рыночной экономики.
Последствия запрета курить внутри помещения сказываются вне его. Фото Reuters |
Правда, бывают и случаи, когда законодатели бывают чрезвычайно последовательны, когда речь идет о безопасности. Касается это, как правило, инициатив, связанных с ограничением информационного пространства. С февраля 2014 года в силу вступил так называемый закон Лугового, инициированный депутатом Госдумы от фракции ЛДПР Андреем Луговым. Согласно инициативе, Роскомнадзор по предписанию Генпрокуратуры теперь может вводить немедленную блокировку какого-либо интернет-ресурса, если там распространяется призыв к массовым беспорядкам или другая экстремистская информация. Парадокс закона в том, что ресурс, конечно, может оспорить блокировку в суде, но все равно будет оставаться заблокированным. В марте под закон сразу подпали Грани.ру, Каспаров.ру и «Ежедневный журнал».
С 1 августа ограничена и свобода блогеров. В случае если посещаемость их страниц составляет более 3 тыс. пользователей в сутки, им необходимо зарегистрироваться в Роскомнадзоре. А после этого к контенту их интернет-площадок будут предъявляться такие же требования, как и к материалам СМИ. Только вот преимуществ СМИ, таких как, к примеру, журналистский запрос, сетевые авторы не получили. Все это – следствия антитеррористического пакета законов, продвигаемого председателем комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой.
С начала 2015 года вступит в силу закон, запрещающий хранение персональных данных россиян на иностранных серверах. В итоге россияне не смогут пользоваться интернет-сервисами, которые не пожелают заводить российские серверы. Эксперты говорят, что гражданам, возможно, придется столкнуться с проблемами в кредитной сфере, а также могут возникнуть затруднения при бронировании авиабилетов и гостиниц через специальные сервисы, не говоря уже о социальных сетях Twitter, Facebook или сервисах компании Google. Представители последней заявили, что скорее всего пойдут на требования законодателей. Правда, эти разговоры шли, когда закон должен был вступить в силу в 2016 году. Однако благодаря стараниям депутата Госдумы от ЛДПР Вадима Деньгина, сроки вступления закона в силу существенно приблизились – по мнению некоторых интернет-экспертов, в такие сжатые сроки ресурсам с многомиллионной аудиторией просто не под силу выполнить эти условия. И стало быть, они могут оказаться под запретом.
Все перечисленные выше инициативы, касающиеся информационного пространства, принимаются под эгидой безопасности государства в информационном пространстве в эпоху идеологических войн. Наконец, самым последним новшеством в этой сфере является инициатива законодателей, ограничивающая долю иностранного капитала в российских СМИ с 50% до 20%, а также запрещающая гражданам иностранных государств становиться учредителем СМИ на территории России. Данный законопроект сейчас уже прошел все три чтения и получил одобрение Совета Федерации. Автором законопроекта также является господин Деньгин. «Я считаю ненормальным в эпоху информационной войны, когда на страну идет массированная информационная атака, что люди, которые специализируются на развлекательных СМИ, начинают скупать общественно-политические СМИ или перестраивать развлекательные СМИ под общественно-политические», – муссирует всю ту же тему безопасности депутат.
Возможно, это не последние ограничения в информационном пространстве, с которыми придется столкнуться российским гражданам якобы ради пресловутой безопасности.
На прошедшей неделе тему информационной безопасности поднял президент России Владимир Путин на заседании Совета безопасности РФ. На нем обсуждались информационные войны и имевшие место быть многочисленные хакерские атаки, связанные с Олимпиадой в Сочи. Путин, оговорившись, что не собирается устанавливать тотальный контроль над Интернетом, подчеркнул, что «важно обеспечить устойчивость и безопасность российского сегмента Интернета». Правда, Никифоров уверяет, что никаких отключений ни при каких обстоятельствах не планируется, но возникает вопрос: а к чему тогда все эти разговоры про информационную безопасность?