0
2372
Газета НГ-Политика Интернет-версия

07.10.2014 00:01:00

Недетские страхи

Анна Владимирова

Об авторе: Анна Владимировна Владимирова – педагог.

Тэги: дети, безопасность


дети, безопасность Проговорить все опасные ситуации с ребенком невозможно. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Казалось бы, никогда еще в нашей стране не заботились о детской безопасности так, как сегодня. Постоянный присмотр, отслеживание местонахождения по мобильному телефону, GPS-маячки – все средства хороши, ведь речь идет о жизни и здоровье ребенка. Но дети продолжают пропадать. Не потому, что их не научили тому, что мир опасен, – об этом они знают. В теории. Они не умеют правильно себя в этом небезопасном мире вести, а научиться этому на практике пока негде.

Этим летом в социальных сетях прошел видеоролик о том, как легко украсть оставленного без присмотра ребенка. Эксперимент проводился днем, на оживленной детской площадке. В роли злоумышленника выступал детский психолог, мужчина средних лет с неброской внешностью.

Одна-две фразы деловитым или участливым тоном («Пойдем, поможешь кое-что до машины донести», «А что ты здесь одна делаешь?»), и «жертва» выходит вслед за незнакомцем из парка – к машине или навстречу к отлучившейся на минутку маме. Сама, без принуждения. Еще и руку ему подает, чтобы перевел через дорогу.

Буквально полминуты, и вот уже следившие за «похищением» с помощью скрытой камеры родители выговаривают обескураженному ребенку: «Ты почему с ним пошел?! Тебя же учили не разговаривать с незнакомыми людьми!»

И в самом деле, почему? Можно попытаться объяснить все детской доверчивостью, неискушенностью или своеволием. Но только ли в этом дело? Почему дети стали менее осторожными, а значит, более уязвимыми?

Обычный городской ребенок сегодня находится под постоянным контролем взрослых. Большую часть решений по вопросам детской жизни принимают родители и их «заместители» в лице нянь, бабушек и т.д.: в какое время вставать и ложиться спать, что есть на обед, какую одежду носить, в какие кружки и секции ходить, чем заниматься в свободное время, когда и на каких площадках гулять, с кем и в какие игры играть.

Добавим к этому родственников, воспитателей, учителей, тренеров. А еще знакомых, соседей и даже совершенно посторонних людей, например, продавцов в магазинах или случайных прохожих, которые вдруг захотели поучаствовать в воспитании ребенка, поделиться с ними житейской мудростью или призвать к порядку.

Круг взрослых людей, с которыми общается ребенок и которые руководят или пытаются руководить его поведением, весьма широк. В общем-то, это нормально: маленькому человеку объективно недостает знаний о том, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что нет и что вообще есть интересного в этом мире. Это ответственность окружающих его взрослых.

Но постоянная опека приводит к тому, что ребенок привыкает к роли ведомого, принимает то, что за него все решают взрослые, как данность. Пространство для самостоятельного выбора есть, но оно ограничено. Бунты, истерики и капризы, какими бы они ни были сильными по эмоциональному накалу, ситуацию особо не меняют.

У взрослых есть план, как вырастить ребенка счастливым и успешным, и они методично воплощают его в жизнь. Дети быстро усваивают: этому лучше не сопротивляться. К тому же быть послушным и некапризным, не создавать проблем выгодно: больше удастся отвоевать благ и послаблений.

В итоге, когда к ребенку в очередной раз подходит очередной взрослый с очередным требованием (помочь что-то донести до машины) или предложением (пойти вместе к маме), тот практически без колебаний делает то, что ему говорят. По привычке.

Если ребенка что-то и насторожит в этой ситуации, то здесь против него сыграет еще один социальный навык, который ему прививали с самого раннего детства, – вести себя прилично, не устраивать сцен на публике. Боязнь выглядеть глупо или смешно в глазах окружающих также может помешать ребенку дать отпор незнакомцу. Да, его учили, что в таких случаях нужно кричать, вырываться, убегать. Но дело происходит днем, кругом люди, незнакомец не выглядит опасным, мама где-то рядом. Если закричать и устроить скандал, то все подумают, что он трус или ненормальный, станут над ним насмехаться. Родители опять скажут, что он не умеет себя вести и его ни на минутку нельзя оставить, чтобы он не набедокурил. И ребенок остается в уже привычной ему роли ведомого.

Так что же, единственное средство обеспечить безопасность таким послушным и несамостоятельным современным детям – это постоянный присмотр, как утверждает эксперт-криминалист в упомянутом выше ролике? Очевидно, что это временная мера. Рано или поздно ребенка нужно будет отпустить в свободное плавание. Соответственно его нужно к этой свободе подготовить. Но как?

Ответ на этот вопрос есть в словах – и в действиях – единственного ребенка, которого не смогли «украсть» в ходе эксперимента. У мальчика не возникло проблемы выбора: соглашаться на предложение незнакомца или нет. Он просто остался на площадке. Потому что так ему сказала мама. Иными словами, ребенок получил инструкцию о безопасном поведении от значимого для него взрослого, знал, в чем ее смысл, и смог ее выполнить.

Можно увидеть за поступком сына покорность и несамостоятельность, обвинить маму в авторитарности, поставить под сомнение ее оценку детской площадки как безопасного места. Но факт налицо: то, чему она научила сына, помогло ему не попасть в беду, пусть и ненастоящую.

Почему это не удалось остальным родителям? Скорее всего дело в самом подходе к обучению правилам безопасности.

Обычно это происходит так: взрослый предостерегает ребенка от какого-нибудь опасного действия (нельзя уходить с незнакомцем; открывать дверь чужим людям, если дома нет никого из взрослых; рассказывать незнакомым лично или по телефону подробности о себе и своей семье). Далее идет описание печальных последствий, подробное или не очень, но в любом случае рассчитанное на то, что ребенок прочувствует весь ужас и необратимость ситуации (иначе украдут и не найдем; ограбят; побьют) и сделает все, чтобы ее избежать. Затем следует рекомендация относительно того, как нужно поступить в подобной ситуации (сказать, что без маминого разрешения никуда не пойдешь; притвориться, что никого нет дома; не вступать в разговор). И в заключение контроль понимания. Как правило, к этому моменту взрослый уже пребывает в убеждении, что он объяснил все максимально доходчиво и убедительно. Поэтому зачастую все сводится к банальному: «Понял?» «Понял», – отвечает ребенок. Так ли это?

Казалось бы, взрослый выполнил задачу: проинформировал ребенка об опасности и вооружил знаниями о том, как ее избежать. Но есть серьезный риск того, что ребенок воспринял услышанное буквально и любое отклонение от описанной ситуации отменит рекомендации взрослого.

Возьмем, к примеру, хрестоматийное утверждение о том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. А дворник, которого ребенок часто видит рядом с домом, тоже незнакомец? А если этот человек предложит не игрушку (конфету, щеночка и прочие соблазны, которые называли родители), а что-то другое? А если с ребенком заговорит незнакомая женщина? А если она назовет свое имя или представится маминой подругой, она перестанет быть незнакомой? А почему мама вчера на детской площадке рассказывала незнакомым людям о том, в какую школу и в какие кружки ходит ребенок? Значит, это не опасно?

В любом случае незнакомцы – не единственный источник опасности; угроза может исходить и от близких людей, включая членов семьи ребенка. Проговорить все опасные ситуации невозможно.

Эти ограничения волшебным образом снимаются, если учить ребенка не тому, что опасно и что нельзя делать, а, наоборот, тому, какое поведение будет для него максимально безопасным.

Также важно, чтобы ребенок усвоил: все самостоятельные действия (пойти с другом играть в соседний двор, задержаться в гостях еще на час, помочь старушке найти потерявшегося котенка) необходимо обсуждать с родителями или с теми людьми, которые отвечают за его безопасность в настоящий момент (например, с воспитателями, учителями). Так он сможет постепенно расширять свой опыт безопасного поведения.

Но знания не равны поступкам – особенно если речь идет о детях. Полученную информацию о правилах личной безопасности необходимо закреплять на практике. И речь идет не о проверках с подставными «злоумышленниками» из числа друзей и знакомых, а об отработке конкретных действий под контролем специалистов, которые не запугают ребенка и не создадут у него ложное ощущение неуязвимого «супермена», а помогут ему освоить безопасное поведение.

Где их искать и какие есть варианты?

Посмотрим на систему государственного образования. В действующих федеральных образовательных стандартах присутствует понятие модели безопасного поведения «в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях». В каждой школе есть штатный преподаватель-организатор ОБЖ. На сайтах учебных учреждений можно найти планы по обеспечению безопасности (если повезет, то даже на текущий учебный год), где упоминается тема личной безопасности детей. В расписании присутствует предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Но, например, в Москве обязательным он становится только в старших классах. До этого времени основы безопасности школьникам преподают на интегрированной основе в рамках предметов «Физическая культура» и «Окружающий мир» в начальной школе и вместе с «Историей и обществознанием», «Естествознанием», «Физической культурой» и «Технологиями» с пятого по девятый класс.

Качество такого обучения напрямую зависит от внимания к теме личной безопасности со стороны школьной администрации и от квалификации и заинтересованности в этом вопросе конкретных педагогов. Здесь уж как повезет.

Возможно, что-то могут предложить профильные организации? Начнем с государственных.

На сайте МВД России специализированных материалов по детской безопасности не нашлось. Зато, например, на сайте Управления МВД России по Омской области есть раздел «Детство – территория безопасности», где опубликованы памятки и комикс на тему личной безопасности для детей и методические рекомендации по предупреждению происшествий и несчастных случаев с несовершеннолетними для взрослых. Предложений по учебным курсам и практическим занятиям для детей на сайте министерства нет.

На сайте МЧС России есть информация о «Школе безопасности»: министерство поддерживает это детско-юношеское общественное движение и проводит одноименные детские соревнования, но по своему профилю. Учат в этой «Школе» правилам предупреждения чрезвычайных ситуаций и выживанию в них. Тренинги по отработке навыков личной безопасности в ее программу не входят.

Подробную информацию по обеспечению детской безопасности и обучению детей безопасному поведению предлагает сайт спасательно-поискового отряда «Лиза Алерт». Это некоммерческое объединение на добровольной основе занимается поисками пропавших людей, прежде всего детей. Волонтеры отряда готовы с одобрения школьной администрации обучать правилам личной безопасности школьников и их родителей. Правда, преимущественно в формате лекций.

Поиск учебных курсов в Интернете мало чем помог: одно предложение от частного инструктора в Екатеринбурге и все.

Получается, что формально вопрос с обучением детей правилам личной безопасности вроде бы решен: эта тема в рамках предмета ОБЖ включена в школьную программу, разнообразную информацию по ней можно найти в Интернете и в книгах, отечественных и переводных. Вот только возможностей для практической отработки нужных навыков недостаточно. Если не сказать почти нет.

Похоже, у родителей есть только один вариант – брать инициативу в свои руки: самим находить среди сотрудников органов внутренних дел и преподавателей ОБЖ специалистов-энтузиастов, которые неравнодушно относятся к теме практического обучения детей безопасности, передавать друг другу информацию о них и самостоятельно организовывать тренинги. Возможно, если они окажутся востребованными, то ситуация изменится к лучшему – неважно, с помощью добровольцев или государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1762
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1105
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
804
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1086

Другие новости