Кафе «Хендехох» не сменило название лишь в Интернете. Фото Валерии Буровой
Выступления официальных лиц города в последнее время напоминают речи политруков на фронтах. Петербург в этих речах выглядит чем-то вроде Брестской крепости. Сильным катализатором такого умонастроения городских политиков стали даже в большей степени не украинские события, а местные муниципальные и губернаторские выборы, по окончании которых почти все поздравлявшие губернатора Георгия Полтавченко заявили, что победа действующего градоначальника – это суровый отпор «врагам России».
В ходе кампании любые действия оппозиции расценивались как вражеские. Так, депутат Заксобрания Александр Кущак заявлял: «Те оппозиционеры, которые призывают к неадекватным действиям на выборах, призывают петербуржцев испортить бюллетени, просто хотят дестабилизировать обстановку, выполняя западные поручения. Они осознанно пытаются развалить Россию, поставить ее на колени». Спикер Заксобрания Вячеслав Макаров перешел на военную лексику еще раньше. Он проводил в петербургской школе урок по Крыму, где воскликнул: «Если бы мне в Суворовском училище сказали закрыть вражескую амбразуру, я бы это сделал немедленно и с великим чувством, что защищаю родину. Надо любить вот эту родину, вот это отечество. Она, как тяжелораненый солдат, поднимается, идет вперед, спотыкается, падает». С тех пор военные образы не уходят из его выступлений – то враги в засаде, то город в осаде. Действительно, как недавно заявил вице-губернатор Василий Кичеджи на открытии БДТ, «тема патриотизма сегодня больная». Впрочем, обратили внимание в основном не на эту фразу Кичеджи, а на оговорку в той же речи, когда он питерские Ростральные колонны нечаянно назвал расстрельными.
От первых лиц города риторика перешла на низовые уровни. Так, по данным из нескольких источников, рядовые сотрудники полиции в районах получали разъяснение со ссылками на большое начальство, что в городе существует большая группа представителей «пятой колонны», которые на американские деньги хотят все дестабилизировать, сами при этом прикидываясь наблюдателями и журналистами. Следует заметить, что все это началось не вчера и даже не полгода назад (достаточно вспомнить неоднократно цитируемые в печати призывы депутата Виталия Милонова). Так, несколько лет назад одно из городских кафе заставили сменить название «Хендехох» как оскорбляющее ветеранов. Смольный активно борется с потенциальными вражескими разведчиками, жаждущими туда проникнуть. В прошлом году курсы для чиновников Смольного «Комплексное противодействие иностранным техническим разведкам и техническая защита информации» обошлись властям в 720 тыс. руб., также были выделены средства на поиск «жучков».
Увы, горожане недостаточно бдительны и американских шпионов не очень боятся. Люди (судя по различным опросам) больше всего опасаются потерять жилье, бедности, страшатся потерять работу и здоровье. Около 27% жителей Северной столицы боятся изоляции от Запада, хотя считают такую перспективу реальной лишь чуть более 30% петербуржцев.
Санкт-Петербург