Политический ландшафт Петербурга в последние девять месяцев из-за украинских событий резко изменился. Хотя, пожалуй, эти события просто усилили и сделали более наглядной давно намечавшуюся поляризацию. Они же стали катализатором самых разных происшествий – от уличных схваток на митингах до словесных боев в Заксобрании при обсуждении законов о местных выборах. Более того, целый ряд экспертов расценили желание градоначальника Георгия Полтавченко стать немедленно избранным на выборах как стремление использовать счастливый шанс – общенародный подъем от включения Крыма в состав РФ.
Системные и несистемные политики с самого начала майдана так или иначе выразили свое отношение к теме. В Киев выезжали национал-демократы, регионалисты и «солидаристы». В офисе РПР–ПАРНАС выступали активисты, навестившие майдан. С другой стороны, крымскую и новороссийскую эпопеи поддержали питерские другороссы. А депутат Заксобрания Виталий Милонов даже съездил на майдан – пытался там выступить, но ему не дали. Затем вместе с коллегой-единороссом Александром Кущаком он побывал и в Крыму. А глава питерского отделения «Другой России» Андрей Дмитриев получает письменные приказы от руководства ДНР об организации помощи для Донбасса.
В стенах Мариинского дворца, где базируется городской парламент, зазвучали слова «бандеровцы» и «пятая колонна». Бандеровцами, с подачи Милонова, стали депутаты Борис Вишневский, Григорий Явлинский и Александр Кобринский («Яблоко»), а также Максим Резник из «Гражданской платформы». Всего восемь депутатов написали обращения по поводу несправедливой, с их точки зрения, аннексии Крыма и российского участия в донецких и луганских событиях. Довольно болезненной для многих политических активистов стала позиция лидера местных эсэров, градозащитника, одного из основателей городского демократического движения 1988–1990-х годов Алексея Ковалева, поддержавшего действия российского руководства.
В городе нон-стопом идут как антивоенные митинги и пикеты, так и акции сторонников любого (в том числе с помощью военной силы) приращения России новыми территориями. Митинги сторонников мира часто заканчиваются физическими потасовками – на них приходят то сторонники Милонова, то казаки. Недавно после одной из таких драк покинула страну активистка «Демократического Петербурга» Наталья Цымбалова, она сейчас просит политического убежища в Испании. Любопытна история с двумя Андреями Кузнецовыми: один из них из Национально-демократического альянса (НДА), а другой возглавляет местную ячейку Национально-демократической партии (НДП). Андрей из НДА эмигрировал в Киев. Андрей из НДП – сторонник Новороссии.
Уехал в Донбасс известный активист Павел Еремеев. Накануне в Москве он был исключен из партии «Демократический выбор», в том числе за антисемитизм. Подались в ополченцы многие не замеченные в политтусовке молодые люди и не очень молодые, прошедшие в свое время Приднестровье и Сербию.
В свою очередь, в город сплошным потоком прибывают далекие от политики беженцы. Город считается привлекательным по заработкам и возможностям, однако очень быстро прибывшие сталкиваются с другой стороной медали – дороговизной жизни.
Санкт-Петербург