Фото Reuters
Рост цен в Северной столице в течение последнего месяца нельзя назвать чем-то из ряда вон выходящим, поскольку цены на продукты серьезно росли и до того, как России ввела санкции против европейской пищевой продукции. Даже в торговых сетях «для бедных» росла цена на мясо («дешевой» стала свинина ценой меньше 250–300 руб., а баранины меньше этой цены никто никогда не видел), рыбу, сыр, яйца.
При внимательном рассмотрении особенно шокирует рост цен на хлеб, крупу, макароны – в последний год он достигал и достигает 30–40%. К тому же производители и торговцы стали предлагать потребителю знакомые продукты в более мелких фасовках (вместо 1 кг в пакете крупы 800 граммов) или меньшего веса (цена батона может почти не измениться, но весит он уже не килограмм, а 350–400 граммов).
Поэтому ничего нового для горожан не произошло. Как ездила часть активного населения закупаться в соседнюю Финляндию, так и ездит. Однако на полках в питерских магазинах пустое пространство кое-где все же появилось на волне разговоров о неминуемом еще большем подорожании. Губернатор Георгий Полтавченко заявил о создании продовольственного штаба, цель которого – не допустить дефицита продуктов и роста цен. Чиновники заявляют в печати, что как минимум на два месяца город обеспечен запасами. В общем, Петербург в довольно выгодном положении – окружающая его Ленинградская область уже давно держит первые-вторые места в РФ и по надоям молока, и по производству птицы, яиц, свинины. Правда, для производства некоторых продуктов, включая деликатесные, часто отсутствует соответствующее стандартам сырье и оборудование. Так произошло в области, например, с сырами. О проблемах местной пищевой промышленности говорилось и писалось задолго до истории с санкциями. Запрет импортных продуктов всего лишь немного обострил проблему.
Близкая к Смольному общественность уже проявила активность. Молодежная коллегия Санкт-Петербурга объявила о наборе волонтеров для мониторинга цен в продовольственных магазинах. По первым результатам уже отчитались. Хотя, со ссылкой на данные комитета по развитию предпринимательства, говядина подорожала всего на 50 копеек, а другие продукты и того меньше. Однако волонтеры установили, что во многих магазинах еженедельно поднимают цены на мясную и молочную продукцию на 5–6 руб. Деятельность волонтеров направлена на мелкие магазинчики, потому что, по их словам, крупные сети и так присылают отчеты властным органам.
Оппозиционные партии не особенно уделяют внимание росту цен, в том числе и в ходе набравшей обороты избирательной кампании в органы местного самоуправления, а также в рамках губернаторских выборов. Возможно, тема представляется не очень острой. Если помнящих блокаду ленинградцев осталось очень мало, то на памяти у многих зима 1990–1991 года, когда продовольствия в городе реально порой оставалось на неделю, советские экономические, логистические и прочие механизмы рушились, и неопытному «первому и последнему демократическому» Ленсовету пришлось в авральном режиме решать вопросы городского снабжения. И эти вопросы были решены.
Санкт-Петербург