Депутатам предстоит объяснить народу, в какую сторону страна двинется дальше. Фото РИА Новости
Госдума не начинает свою работу в первые же дни сентября. Ее заседания стартуют лишь во второй половине этого месяца. И это притом, что на каникулы-то свои летние думцы ушли в обычное время – в середине июля. Кто-то, конечно, скажет: успокойтесь, мол, просто 14 сентября по всей стране пройдут выборы, в которых участвуют многие депутаты, а уж думские партии – точно все, вот начало сессии чуть-чуть и отодвинуто. На это можно ответить только одно – у нас все при случае объясняется выборами, как будто это некое непрерывное производство вроде литья стали или выпекания булок. На самом же деле выборы никого настолько не отвлекают, чтобы из-за них сокращать и так до предела сжатый график осенне-зимних пленарок. Здесь дело совершенно в другом.
Чтобы узнать, в чем же дело, пришлось посетить некоторые темные думские закоулки, где и пребывают в полном ведении наши источники, близкие к компетентным, и также те, кто просил даже и не пытаться называть их имена ввиду их полной непроизносимости. Конфиденты стали объяснять, что, дескать, депутаты наши просто очень сильно устали за лето. Из-за санкций против России многие из них так и не смогли отъехать в спокойные места и болтались по стране, вынужденно заворачивая даже в те регионы, которые за ними закреплены в силу партийной принадлежности. А еще все поголовно думцы занимались Крымом, который волей Москвы разделен на мелкие кусочки, переданные под шефство тому или иному субъекту РФ. Поэтому-то и решено, что хотя формально каникулы вроде как и кончились с началом осени, но реально собраться в зале заседаний депутатам нужно будет лишь через две недели после этого.
Однако наши источники, состоящие в дальнем родстве с конфиденциальными, дали более углубленное пояснение. Зачем, мол, собирать Госдуму на сессию уже сейчас, когда в более авторитетных органах власти пока еще не знают, чем же ее занять. И действительно, что каждый год является главным для нашего парламента в потоке серых осенних буден? Разумеется, проект бюджета на будущий год. С легкой руки правительства, однако, стало модным сначала принимать поправки в бюджет текущего года – в точном соответствии с народной мудростью о подсчете цыплят именно в данную пору. Но бюджет-то 2014 года явно рассыпался: на фоне не самых блестящих показателей развития страны, а значит, ограниченности доходов расходы, напротив, разлетаются в разные стороны. На Крым, на беженцев из Украины, еще надо не забыть про наши доблестные Вооруженные силы, про компенсации государственным и просто хорошим компаниям за страдания от западных санкций, в конце концов.
Вот возьмем, например, Крым – во время переходного периода, то есть до конца этого года, там предполагалось дать людям пожить чуть ли не в настоящем социализме. Как бы в качестве возмещения им всех тех неудобств, которые они испытывают после воссоединения с Россией. Денег на это было приказано не жалеть. Но уже сейчас видно, что до 2015 года полной интеграции Крыма не получится, а значит, льготный период придется продлевать и параллельно придумывать множество временных именно для Крыма законов, исключающих наиболее жесткие и даже драконовские нормы современного российского законодательства. Все это опять же требует денег, которые пока не очень понятно где отщипнуть. Да еще при этом возникает необходимость объяснить народу через тех же депутатов, а для чего же все эти почему-то не применимые только в Крыму законы вообще-то действуют по всей России. Может быть, их вообще надо отменять или хотя бы кардинально менять?
Или возьмем украинских беженцев. Уже понятно, что никакие запланированные в бюджете ассигнования на социальную сферу, миграционную политику и трудовые отношения ныне актуальными не являются. Их нужно наращивать до гораздо больших объемов, а недостающие деньги брать или из печатного станка, или через урезание расходов на различные программы, с Украиной и ее гражданами никак не связанные. Чтобы выйти с таким бюджетом в Госдуму, пусть и лояльную, но к деньгам относящуюся с большим трепетом, документ этот в красивую упаковку надо завернуть как-то половчее. Вот над этим и думает наша исполнительная власть, а потому депутатов на сессию созывать и не спешат.
Ну а как только они на нее наконец съедутся, возникнет еще одна проблема. Суть ее в том, что у руководства страны сейчас популярна риторика осажденной крепости, а планы – сугубо изоляционистские. Одно продовольственное эмбарго на продукты из Европы, Америки и прочих недружественных держав чего стоит. А как показательны разговоры о скорейшем импортозамещении в тех высокотехнологичных отраслях, где и в былые советские времена отечественными были в основном только рабочие, служащие и стулья со столами, за которыми они сидели. Депутат же, он доверчив, как ребенок, особенно если состоит в оппозиционной фракции, которая вдруг видит, что власть-то осуществляет программу именно данной партии. Поэтому за лето думцы разной политориентации накопили у себя в компьютерах и головах такое количество охранительных, ограничительных, карательных и прочих инициатив, что пустить их на парламентскую сессию в таком настроении просто никак невозможно. Ведь все эти законопроекты и даже только идеи нашим властям и их главной опорной партии придется отклонять, дезавуировать и шельмовать. А стало быть, в глазах людей превращаться если и не во врагов народа, льющих воду на чужие мельницы, то по крайней мере в каких-то очень сомнительных патриотов, которые почему-то против укрепления страны перед лицом внешней угрозы нашей самобытности, суверенитету и тем же самым духовным скрепам.