0
4359
Газета НГ-Политика Интернет-версия

01.07.2014 00:01:00

Мы и они, свои и чужие

Ольга Каменчук

Об авторе: Ольга Николаевна Каменчук – докторант Инсбрукского университета, Австрия.

Тэги: сша, враг, украина, прибалтика, социология


сша, враг, украина, прибалтика, социология Данные PewResearchCenter. Опросы проведены с марта по май 2013 года среди 37653 респондентов из 39 стран (по общенациональным репрезентативным выборкам для стран-участниц опроса).

Пятерка врагов России, по мнению ее населения, сейчас состоит из США и четырех бывших советских республик (США – 69%, Украина – 30%, Литва – 24%, Латвия – 23%, Эстония – 21%), дружим мы прежде всего с Белоруссией (51%), Китаем (40%), Казахстаном (37%), Арменией (15%) и Индией (13%), сообщили специалисты Левада-Центра по итогам одного из своих последних исследований. К слову, Украина оказалась на 35-м месте в списке «друзей» – она разместилась в нем следом за Грузией, которая заняла не менее «славное» 34-е место. Россияне, таким образом, сформировали две группы стран в категории «мы» и «они», или «наши» и «чужие». Ни американцы, ни украинцы, ни китайцы или индийцы не находят сами себя в подобных же группах. Эти группы – восприятие, категоризация самих россиян. Их взгляд на то, к какому миру они принадлежат и к какому принадлежат их оппоненты.

Группы – семья, класс, этничность, вера и т.п. – важные источники формирования самооценки ее членов. Для того чтобы повысить свою самооценку, мы повышаем воспринимаемую ценность той группы, к которой себя относим: «Германия – превыше всего!», «Нет спасения вне Католической/Православной церкви!», «Союз рабочих и крестьян – путь к победе коммунизма!»

В 70–80-х годах прошлого века английские ученые-психологи Генри Тэшфел и Джон Тернер сформулировали Теорию социальной идентичности. В соответствии с этой теорией люди, образующие группы (а мы все в них состоим, и не в одной), повышают свою самооценку не только путем увеличения воспринимаемой ценности своей группы, но и через дискриминацию, демонизацию, формирование стереотипов и предрассудков против группы «чужаков» («русские – пьяницы», «мусульмане – террористы», «женщины – глупые»), что включает в себя и соответствующие уничижительные словечки-названия, вроде таких как «ватник», «укроп», «баба», «чурка». То есть люди – это такие создания, которые, чтобы повысить свою самооценку и ощутить гордость за свою группу (страну, веру, национальность, класс и т.п.), готовы не только наделять свою группу превосходными чертами, но и найти противоположную ей и придумать состоящим в ней эпитеты погаже.

В последние месяцы ученые, занимающиеся изучением массовых коммуникаций, имели чудесную возможность наблюдать развитие целого букета самых отвратительных социальных трендов воочию. Вот – священник вешает у себя на страничке в социальной сети картинку с лохматым существом за решеткой зоопарка и зовет его украинской обезьяной с бананом. Там – министр иностранных дел поет нецензурные песенки о главе соседнего государства. А тут – юная девица, героиня YouTube, читает нотации и грозит седовласому диссиденту… Все это – элементы социальной категоризации, социальной идентификации (в соответствии с какими чертами мы вообще действуем) и социального сравнения – «мы» против «они». Наши – распрекрасные, они – злобные варвары.

Себя, свою страну, как отмечает ВЦИОМ, россияне прежде всего уважают (27%) и на нее надеются (29%). В любви к России признались 16% респондентов, почти каждый десятый относится к ней с симпатией (9%) или с восхищением (8%), еще 8% ей доверяют. Скептиков сейчас набирается немного – негативными чувствами относительно России поделилось меньшинство – недоверие и антипатия набрали лишь 14% и 11% соответственно.

Впрочем, тут социологи открытия особого не сделали, учитывая недавний всплеск патриотизма а-ля «крымнаш», – страну мы горячо любим, бессменными лидерами восхищаемся, а все дела наши идут в правильном направлении, причем даже в экономике (все основные индексы социального самочувствия уже несколько месяцев, а то и полгода как неумолимо растут вверх)!

Одновременно с ростом ситуативно определяемых патриотических чувств в России возросла и поляризация в оценках «своих» и «чужих». Выросла не только любовь, но и ненависть. Мы стремительно дистанцировались от внешних групп, некоторые из которых еще недавно казались родственными, – среди «чужих» оказалось и много соседей – бывших братских республик Советского Союза.

А что думают о нас «там»? Помните, вначале мы говорили о том, что наше восприятие друзей и врагов, наши рейтинги и топ-листы вовсе не обязательно совпадают с восприятием тех, кто попал в наши списки лучших/заклятых?

Любви к нам среди «них» за последний год, к сожалению, не прибавилось. Еще год назад, когда отношения России с Западом были относительно размеренными, восприятие миром нашей страны было непростым. По данным ведущей американской исследовательской компании PewResearch, весной–летом 2013 года лишь треть мирового населения имела более-менее позитивное восприятие России, почти 40% относились к ней негативно, а пятой части (19%) было на нее по большому счету наплевать (к слову, к США 2/3 респондентов относились позитивно). Сейчас, убеждена, равнодушных стало меньше, однако не уверена, что их число переместилось в стан русофилов. Так, Гэллап утверждает, что уже этой весной восприятие теми же американцами России достигло одного из негативнейших показателей за историю измерений – 68% американцев видят в России врага (сравним: среди россиян врага в США видели 69%) и только 26% – друга или союзника (в России только 5% считают США дружественной страной). Патриотизма, роста популярности собственных лидеров, правда, одновременно с этим не последовало. Хотя и о демонизации внешней группы (России) как способе повышения собственной ценности и самоценности в случае населения западных государств говорить все же не приходится.

Однако вернемся к исследованию ВЦИОМа. Была в нем и неожиданная часть. Кого, по мнению россиян, нельзя назвать патриотом? Кто – «не наш»? С одной стороны, очевидно, что это человек, не чувствующий любви к России (подавляющие 84% респондентов). Еще две трети (68%) посчитали, что патриотом вряд ли может быть тот, кто хочет переехать в другую страну. Еще 66% россиян считают главным проявлением непатриотических чувств уклонение от службы в армии. Столько же убеждены, что истинный патриот никогда не будет давать или брать взятки (66%), а также уклоняться от уплаты налогов (63%). Для двух третей сограждан (65%) главным признаком, отличающим истинного патриота, является знание государственной символики России. Здесь нужно отметить, что опросы (ВЦИОМ) также показывают, что не путается хотя бы в первых строчках Гимна РФ лишь половина россиян, правильно называют расположение цветов государственного флага  68%, а герб своей страны знают 88%.

Итак, взяточники, уклонисты и эмигранты – не патриоты. Но исследование ВЦИОМа показало также и то, что по ряду критериев «непатриотичности» в нашем патриотическом обществе единодушия нет. Только половина респондентов считает, что патриотом не может считаться россиянин, имеющий счета за рубежом (53%), а также работающий в некоммерческой организации, финансируемой из-за рубежа (52%). Наименьшее единодушие прослеживается в вопросах относительно участия в выборах (51% опрошенных считает, что отказ от участия в них – непатриотичен, а 40%  ничего не патриотичного в этом не видят) и публичного высказывания мнения, отличного от официальной позиции государства (47% респондентов считают таких граждан не патриотами, а 44% – полагают, что считать таких людей не патриотами нельзя). Ну и, наконец, брак с иностранцем (62%) или работа в зарубежной фирме (65%) вовсе не является чем-либо непатриотичным. То есть немалое количество россиян все же оставляют за «несогласными» возможность высказываться и при этом считаться патриотами.

Хотелось бы надеяться, что хотя мнений, допускающих такие вольности в трактовке патриотизма в нашей стране и не большинство, но число их все же достаточное, чтобы дистанцирование «наших» от «ваших»  замедлилось, а то и прекратилось. В конце концов, как справедливо заметил один из «их» политиков, – соседи есть соседи, и выстраивать отношения необходимо исходя из реалий. А так как о том, чтобы переселить россиян на Марс некоторые наши изобретательные политики пока, слава богу, только мечтают, лучше быть окруженными друзьями, а не врагами – социальное дистанцирование, особенно основывающееся не только на патриотизме, но и на демонизации, – далеко не самое удачное решение по консолидации общества.  

Какие пять стран вы назвали бы наиболее недружественно, враждебно настроенными по отношению к России? (несколько вариантов ответа; ответы ранжированы по последнему замеру, в %)
2005 2007 2009 2011 2013 2014
США 23 35 45 33 38 69
Украина 13 23 41 20 11 30
Литва 42 32 35 34 17 24
Латвия 49 36 35 35 21 23
Эстония 32 60 30 30 16 21
Грузия 38 46 62 50 33 19
Великобритания 3 3 8 8 9 18
Германия 3 2 3 4 3 18
Польша 4 20 10 20 8 12
Канада 1 <1 1 1 1 7
Афганистан 12 11 7 15 10 5
Япония 6 3 3 9 7 5
Франция <1 1 1 1 2 5
Ирак 10 8 5 9 7 3
Иран 6 7 3 7 5 2
Северная Корея 1 1 1 1 4 2
Израиль 3 3 3 3 3 2
Румыния 2 2 3 3 2 2
Азербайджан 5 4 2 5 3 2
Южная Корея <1 1 <1 1 2 2
Молдавия 4 3 1 3 1 1
Италия 1 <1 1 <1 <1 1
Казахстан 1 1 1 3 1 1
Турция 1 1 1 1 2 1
Австралия <1 <1 <1 1 <1 1
ЮАР 1 1 2 1 1
Куба, Саудовская Аравия, Сирия, Узбекистан, Чехия, Китай, Монголия, Словакия, Венгрия, Швеция, Египет, Сербия, Таджикистан, Финляндия, Болгария, Армения, Индия, Туркмения, Беларусь, Венесуэла, Киргизия и другие страны (в марте 2014 года каждая – не более 1%)
22

21

15

36

24

12
Нет таких 5 2 3 14 7 3
Затрудняюсь ответить 15 17 15 1 24 17
Источник: Левада-Центр. Опрос проведен 23–26 мая 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2359
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3027
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2260
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4001

Другие новости