У Татарстана не одна, а сразу три миссии, которые были заявлены местными властями буквально в последние два или три года. После Универсиады-2013 Казань с легкой руки местных журналистов (большая часть которых находится под неусыпным контролем государственного агентства «Татмедиа») стала «спортивной столицей России».
В Татарстане любят возносить любой успех до высот планетарных, поэтому в некоторых изданиях уже приходится встречать определение Казани как спортивной столицы планеты. Более того, именно после Универсиады, по мысли здешних журналистов, именно в Казани Россия выполнила свою историческую миссию, то есть «встала с колен», как об этом писало одно из местных электронных СМИ. Помимо этой планетарной миссии Казань весной нынешнего года выполняла роль культурной столицы тюркского мира, чему был посвящен соответствующий фестиваль, на который пригласили сотни гостей, этот самый мир представляющих. По словам премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, произнесенным на открытии фестиваля, Астана и Эскишехир «с честью подтвердили высокий статус культурных столиц тюркского мира». «Убежден, что объявление Казани столицей тюркского мира 2014 года также поможет открыть и новые, неизведанные страницы нашей общей истории и культуры, познакомить с ними широкую общественность. Казань достойна этого!» – отметил татарский премьер.
Неизведанные страницы «нашей общей истории и культуры» пока не открыты, и широкая общественность не успела припасть к ним в приступе глубокой задумчивой радости. Хотя, по слухам, нечто подобное в скором времени ожидается в городе, где на окраинах разбиты дороги, общественный транспорт (за исключением разве что метро) практически полностью прекращает сообщение с центром «тюркской столицы» уже после семи часов вечера и не на всех улицах по ночам горят фонари.
Третья миссия, презентованная также нынешней весной: «Казань – северная столица исламского мира». Оставляя за скобками громкое название, иерархи Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ) полагают, что позиционирование Казани как своего рода второй Мекки исламского мира полностью соответствуют реалиям дня нынешнего. Хотя справедливости ради стоит отметить, что изначально идея издательства «Хузур», подконтрольного муфтияту, планировали чуть более скромное позиционирование Казани – всего лишь как духовной столицы российского ислама. Но все же амбиции взяли верх.
По мнению политолога Руслана Айсина, Казань всегда была духовной столицей российских мусульман. «Именно поэтому задачей Казанского кремля оставалось формирование некоего ответного послания, импульса татарским духовным лидерам за пределами республики», – считает эксперт.
Казань