В какие лабиринты может завести собственная самонадеянность и повышенное чувство ответственности? Фото Reuters
За последние несколько месяцев прошло много отставок губернаторов различных регионов. Не минула сия чаша и Вологодскую область. И когда объявили, что президент принял досрочную отставку главы нашего региона Олега Кувшинникова, население в большей своей массе подумало, что губернатор уходит навсегда, и стало гадать: а кто теперь? Если честно, то особых претендентов-то и нет. Да и удивительно, что молодой политик вдруг уходит... Ведь логичнее, если бы уходил тот, кто уже несколько сроков от звонка до звонка.
А что на самом деле лучше для нас, жителей Вологодчины? Чтобы у нас был креативный, молодой, активный руководитель или важен возрастной показатель, когда – зубр в политике, не делающий резких движений, избирательный в окружении и разумно осторожный в словах и оценках?
Хотя крыть почем зря будут, наверное, любого, хоть молодого, хоть возрастного. У нас как-то завелось, что власть надо с пугающей регулярностью пинать. Именно пинать, а не интеллигентно трепать или разумно критиковать. Поэтому если даже появится идеально выверенный вожак, с учетом всех пожеланий от пенсионеров и пионеров до домохозяек и бизнесменов, – все равно будет недовольство масс. И в такой ситуации надеяться на здравый выбор или осознанное решение со стороны населения не приходится.
С одной стороны, нужен опыт, чтоб было больше разумных решений. Но, с другой стороны, давайте вспомним времена партслетов, где была представлена полная линейка «дедов». И неудивительно, что тогда даже секса не было, зато много хлеба, кукурузы и сплошная «возрастность» в идеологии. Затем линия пошла резко в другую сторону: молодые реформаторы, лидеры нового поколения – и тут стало сразу много секса, но мало хлеба.
Затем пришел Владимир Владимирович. Наверное, многие уже и не вспомнят, что тогда наш президент был начинающим политиком, взявшим на себя груз ответственности за забродившую страну. Кому-то кажется, что он всегда был твердым в решениях и очень опытным руководителем. Взять хотя бы его пресс-конференцию в Финляндии несколько лет назад, когда он очень вежливо, но с металлом в голосе дал понять руководству зарубежной державы, что решения в России принимаются с учетом интересов страны и ее жителей, без оглядки на желания иностранных государств. Было много оснований для того, чтобы гордиться нашим президентом и тогда, и сейчас, когда видим, как он держит оборону, как вновь защищает страну, и понимаем, что эти шаги и решения имеют под собой основу, продиктованную опытом и возрастом.
Так и наш губернатор в регионе, где приходится каждый день держать, пусть в несопоставимых объемах по сравнению со страной, но оборону. И здесь тоже срабатывает показатель возраста, ведь без забетонированности властью решения носят еще пока живой и креативный характер. Да и руководить регионом – доля не такая уж и завидная: камеры, журналисты, неудобные вопросы. Вот представьте эту жизнь в рамках вашей отдельно взятой семьи, где ваши родные, муж или жена, дети, каждый день с утра до вечера снимали бы вас на телефон или камеру и задавали бы неудобные вопросы. Одни соседи ходили бы под окнами с плакатами о несвоевременно внесенной плате за квартиру, а другие во всеуслышание критиковали бы вас за неправильные методы в воспитании ваших детей, а дворовые с детства недруги постоянно подлавливали бы вас на неправильных фразах, ненормативной лексике и грязной одежде. Нарисованная картинка несколько утрирована и в проекции на семью, где вы можете прикрикнуть, тапком стукнуть, в конце концов. А в реальной жизни наших властителей все эти оборонительные действия могут иметь гораздо более печальный исход, нежели возможность быть сосланным к маме.
А перелеты-переезды! Вот как-то СМИ писали, что, мол, вологодский губернатор много летает. Любой бизнесмен или просто человек, вынужденный совершать много перелетов не просто за месяц, а за несколько последних дней, подтвердит, что это необходимость, а не развлечение, и кайфа большого в этом нет: голова кругом, усталость и огромное чувство любви ко всему земному.
Собственно, к какому выводу надо прийти. Власть – это отчасти кара за собственную самонадеянность и повышенное чувство ответственности. И по сути дела, плюсов и положительных эмоций здесь не так много, поскольку даже за хорошее дело вас вряд ли похвалят и будут помнить, а за любую ошибку – станут поносить до старости. Так было и с прошлыми руководителями, которые много делали для своих регионов, для нас с вами. Но мы не вспомним, что заводы строились и дороги прокладывались, зато вспомним, что на соседском доме двери покрасили, а на нашем – нет.
Наверное, во власти, как и на эстраде, надо уметь вовремя уйти: и там, и здесь можно превратиться в приторно молодящееся существо, смешно хватающееся за хвост ускользающей славы. Не уверена, что необходимо готовить смену, поскольку пока готовите – это смена, ученик. А когда власть меняется, то он, ваш подмастерье, может стать и иудой, группой зачистки, которая вспомнит, что вы его за булками как-то гоняли. И тогда может начаться игра престолов, где учитель обижается на ученика, и наоборот. Очень здорово, что вернули прямые выборы губернаторов, поскольку именно это позволит хоть как-то, но продемонстрировать свой собственный выбор. При назначении губернаторов возникало чувство навязывания чужого мнения, появлялось ощущение наместничества и местечковости.
Сейчас, когда век IT-технологий стремительно заполняет все пространство нашей жизни, необходимо очень строго соответствовать заданным скоростям, перестраиваться и видоизменяться со скоростью смс. Нет, это значит не постоянно жить в Twitter и соцсетях – а работать на опережение проблем, владеть информацией и технологично сокращать бюрократию. Поэтому все же лучше, когда будет возраст, а не «возрастность». И тогда процесс брожения перейдет в качество, в изумительную выдержку, как у дорогого вина, а не сойдет до уровня спирта-денатурата от клопов.
Вологда