Как разобраться в направленности и, главное, в объективности массмедиа, если их число приближается к стотысячному рубежу? Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находится не более 14 тыс. из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 года зарегистрировано 51 725 печатных СМИ. А на 1 января 2012 года, по данным Роскомнадзора, в российском реестре средств массовой информации общее количество зарегистрированных СМИ составило 89 173, из них печатных – 65 596, электронных – 15 694, сетевых – 6220, информационных агентств – 1663.
Так сколько газет вы читаете? Какие телепередачи смотрите? А сколько сможете перечислить по названиям? Полагаю, человек, ведущий активный внетелевизионный образ жизни, затруднится выйти и на второй десяток.
Другой вопрос: удовлетворяет ли вас их качество? И что вы вкладываете в понятие «качество СМИ»: качество информации, содержание текста и эстетику изображения или отсутствие следов типографской краски на руках и одежде после прочтения газеты?
Качество – это способность услуг или продукции удовлетворять потребности людей, которые, в свою очередь, разнообразны до бесконечности. Если качество продукции можно регламентировать стандартами (качество бумаги для газет, качество типографской краски), то как регламентировать качество контента?
Закон о СМИ, принятый в 1991 году, в редакции 2013 года дает определение средств массовой информации (СМИ): периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). По сути, содержание контента любого СМИ находится на отрезке между цензурой и «недопустимостью злоупотребления свободой массовой информации» в соответствии с законом о СМИ. Любое средство массовой информации может беспрепятственно функционировать, если не нарушает закон о СМИ, закон «О противодействии экстремистской деятельности» и если его деятельность не приостановлена решением суда.
Ну чем не полная свобода слова?
В коммуникологии – относительно новом междисциплинарном научном направлении изучения процессов социальной коммуникации в современном обществе – есть «Теория использования и удовлетворения», основные положения которой были разработаны еще в 1980-е годы, придающая большое значение активной роли аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. То есть каждый из нас смотрит телепередачи и читает газеты, вероятно, преследуя разные цели: удовлетворить любопытство («Наука без границ», к примеру), уйти от скуки и одиночества («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Прямой эфир»…), получить удовольствие («Голос», «Мировые сокровища» и пр.) и т.д.
Здесь рейтинги и тиражи становятся значимым критерием качества продукции СМИ. Конечно, бывает и так, что мы смотрим телепередачу, возмущаясь ее содержанием, поведением ведущих и участников, но все же смотрим, а затем обсуждаем со знакомыми и друзьями. Этот медиапродукт мы потребили, свой голос в его рейтинг внесли просмотром, значит, претензий к его качеству у нас не должно быть.
С печатными СМИ проще: «не нравится – не покупай», пользуйся услугами читальных залов библиотек либо, что проще, ознакомься с анонсом выпуска на сайте издания. Молодое поколение, живущее в Интернете, уже и не берет в руки бумажные варианты газет и журналов: зачем копить макулатуру и вредить экологии, если можно на сайте найти не только свежий выпуск, но и его расширенную версию с мнением экспертов и комментариями читателей.
Старшее поколение, вчитывающееся в тексты новостей и умеющее видеть в них нечто большее, чем передает верстка, владеющее навыком чтения между строк, никогда не откажется от привычных печатных СМИ. Но и у них складывается определенный, зачастую стабильный на протяжении десятилетия набор потребляемых продуктов СМИ, который имеет устойчивую тенденцию к сокращению, обусловленную как дороговизной, так и сменой поколений редакционного состава, изменением повестки дня.
«Повестка дня» – это еще один термин из коммуникологии, который означает «формирование общественного отношения и интереса к важным вопросам с помощью информационных сообщений». Совсем необязательно, чтобы СМИ говорили, как нам следует думать; они скорее говорят, о чем нам следует думать. Повестка дня задается нам сеткой телевещания, программой радиопередач, перечнем основных рубрик газеты, их заголовками. В течение дня мы обсуждаем именно те новости, которые успели посмотреть в утренней телепередаче или прочесть в свежем выпуске газеты. То, что упоминается в повестке дня, становится актуальным, а та информация, которая осталась за ее рамками, уходит на второй план и воспринимается как менее значимая. А значимость наряду с актуальностью и достоверностью является основным критерием качества информации.
Управление качеством в его классическом понимании в менеджменте (Стандарт ISO 9001:2000) напрямую не может быть применено к сфере производства медиапродукции именно в силу отсутствия каких-либо жестких требований и количественных характеристик, подлежащих контролю. Качество медиапродукции можно определить, пожалуй, лишь по эффекту, который она производит в социуме, и по тому, насколько достигаются цели и задачи, которые данный продукт реализует. В итоге каждый читатель и зритель находит продукт того качества, которое его удовлетворяет. Переиначивая Ницше, можно сказать, что каждый народ заслуживает свои СМИ.