В Красноярском крае институт референдумов и общественных слушаний стал усиленно развиваться с начала нулевых годов. Вершиной народного волеизъявления стал референдум по объединению края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами, состоявшийся в 2005 году. В постсоветскую эпоху это был наивысший миг консолидации красноярской элиты и населения, которые совместно смогли восстановить в единое целое регион, расколовшийся после крушения СССР. Многие красноярцы считают тот референдум высшим политическим достижением тогдашнего губернатора края Александра Хлопонина, мобилизовавшего для успеха не только региональные, но и федеральные ресурсы.
«Референдум по объединению края – это исключительное событие. Важно, что он подразумевал четкую реакцию избирателей – или за, или против, – говорит вице-спикер Заксобрания, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко. – В целом же референдумы в силу своей дороговизны и организационных сложностей не могут проводиться часто. Для поисков компромиссных решений по спорным вопросам власть и жители края используют общественные слушания, опросы, сходы и другие жанры, предусмотренные законодательством. И наша общественность ими активно пользуется».
Нередко на берегах Енисея темой слушаний становятся проблемы экологии. В апреле 2010 года по инициативе Заксобрания были проведены общественные слушания, на которых решалась судьба Эвенкийской ГЭС. В результате участники слушаний признали экологический риск, связанный с этим мегапроектом, неприемлемым и проект был отправлен в архив (см. «НГ» от 30.04.10). Невиданный ажиотаж в Красноярске вызвали общественные слушания по вопросу строительства Енисейского ферросплавного завода, состоявшиеся в июне 2012 года (см. «НГ» от 26.06.12). Горожане также высказались против этого спорного проекта. Характерной особенностью экологических сюжетов становится то, что, как правило, в дебюте темы активно «разогреваются» общественными активистами, а потом уже региональная власть реагирует на общественное мнение.
Украинские референдумы какого-то заметного отклика в правящем классе Красноярья, кроме ритуального «одобрямса», не вызвали. Тем не менее некоторые эксперты не исключают, что некоторые темы, звучащие в последние месяцы на юго-востоке соседней страны, могут аукнуться и на берегах Енисея. «На днях я участвовал в радиопередаче. В студию позвонил слушатель, который предложил провести референдум по отделению края от России, – рассказал «НГ» политолог Сергей Комарицын. – Звучит это, конечно, анекдотом, ведь каких-то массовых сепаратистских настроений в регионе нет, но это не значит, что они не могут возникнуть. Тема настоящей федерализации актуальна не только для унитарной Украины. В России все контролируется Центром, что наглядно видно на примере несправедливых межбюджетных отношений, когда регионы фактически вынуждены больше половины заработанного отдавать в федеральную казну. Не исключаю, что эту тему кто-нибудь из красноярских политиков поднимет на щит».
Но сегодня, пожалуй, самой актуальной темой для референдумов и общественных слушаний стало будущее местного самоуправления. Во многих городах края, где в свое время внедрили «двуглавую» систему управления, партии и общественные движения начинают выступать за возвращение прямых выборов глав исполнительной власти (см. «НГ» от 18.03.14) и готовы для этого проводить общенародные плебисциты. Правда, пока ни в одном из муниципальных образований таких референдумов по различным причинам провести не удалось. «В принципе, чтобы внести изменения в устав, можно обойтись публичными слушаниями и соответствующими решениями муниципальных парламентов, – сообщил «НГ» лидер регионального отделения «Справедливой России», депутат Заксобрания Николай Трикман. – Однако сейчас все карты спутал закон о реформе местного самоуправления, который серьезно меняет все правила игры на этом уровне власти. Поэтому пока тема возвращения прямых выборов мэра зависла».
Красноярск