От удостоверения личности неотделима бюрократическая рутина. Очередь. Фото Александра Доникова/PhotoXPress
Недавно Государственная Дума одобрила в первом чтении поправки в федеральный закон о гражданстве, предполагающие существенное облегчение процесса получения паспортов с двуглавым орлом.
Законопроект, в частности, предусматривал признание носителями русского языка лиц, чьи родственники жили на территории Российской империи или СССР, по итогам собеседования, организуемого специальной комиссией. При этом определение порядка формирования такой комиссии, равно как и разработка правил собеседования с претендентом на гражданство, передавалось в ведение Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов. Наконец, повторное собеседование с лицом, ранее уже признанным в качестве носителя русского языка, не допускалось, в то время как срок действия соответствующего решения комиссии признавался неограниченным.
Одним из вероятных последствий снижения планки вхождения в гражданство могло стать то, что раскол российского социума на «своих» и «чужих», происходящий сегодня в условиях массового притока мигрантов из Закавказья и Средней Азии, стал бы еще более заметным. Во многом поэтому 4 апреля парламент ограничил право на получение гражданства в облегченном порядке представителями народов, этногенез которых происходил на территории современной Российской Федерации. В октябре прошлого года на заседании Совета по межнациональным отношениям глава ФМС Константин Ромодановский заявил, что в 2002–2013 годах обладателями российских паспортов стали более 2,5 млн выходцев из бывших союзных республик, при этом две трети из них являлись представителями титульных народов стран исхода.
Упрощенный порядок
В сложившейся сегодня ситуации необходим всесторонний анализ отечественного законодательства о гражданстве, который бы позволил выявить плюсы и минусы существующих правил натурализации мигрантов, желающих получить российские паспорта. Согласно ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», лицо, желающее получить гражданство нашей страны, должно отвечать следующим требованиям. Во-первых, непрерывно проживать на территории РФ в течение пяти лет на основании вида на жительство. Во-вторых, иметь легальный источник средств к существованию. В-третьих, подать заявление на отказ от имеющегося у него гражданства. Наконец, в-четвертых, владеть русским языком, знание которого может быть подтверждено сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному, за исключением случаев, когда лицо является выходцем из страны, в которой русский язык является государственным.
В соответствии со ст. 14 этого Федерального закона прием в гражданство РФ в упрощенном порядке осуществляется для лица, один из родственников которого обладает российским паспортом; при этом с заявителя снимается требование о сроке постоянного проживания в России, но не отменяется условие иметь вид на жительство. В 1999 году Россия подписала четырехстороннее соглашение с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, предоставившее гражданам этих государств право на упрощенную процедуру получения гражданства РФ. Согласно данным официального портала Федеральной миграционной службы, выходцы из трех этих стран обладают такой возможностью и сейчас. Это, в частности, привело к тому, что в течение последних 15 лет более 400 тыс. человек из Киргизии получили российские паспорта: именно такую оценку приводит Алишер Маданбеков, руководитель Межрегионального общественного движения трудовых мигрантов Киргизии.
Как видно, действующие в современной России стандарты натурализации иностранцев таковы, что приезжие из цивилизационно далеких стран могут весьма легко получить российский паспорт. При этом для граждан культурно близкой нам Украины нет совершенно никаких преференций при получении гражданства. Более того, в федеральном законодательстве ничего не сказано о том, что страна является родиной русского народа, и в результате сотни тысяч из 4 млн соотечественников, вынужденных в 1990-е годы бежать из Азербайджана и Средней Азии, до сих пор не могут получить заветный документ с двуглавым орлом. Поэтому требуется радикальный пересмотр политики в сфере гражданства, который бы, с одной стороны, ужесточал нормы натурализации для приезжих, а с другой – обеспечивал максимальное содействие переезду в Россию выходцев из славянских государств Европы и возвращению на историческую родину русских, живущих за рубежом.
Критерии и требования
Итак, в основе политики в сфере гражданства должно лежать признание того факта, что паспорт – это документ, удостоверяющий принадлежность индивида к нации и предполагающий знакомство с ее культурой. Последнее, в свою очередь, подразумевает реализацию следующих принципов.
Во-первых, человек, претендующий на получение гражданства России, должен владеть русским языком на уровне носителя. Русский язык – язык бывшей метрополии, поэтому Россия вправе устанавливать высокую планку овладения им для выходцев из стран СНГ. Необходимо напомнить, что, согласно данным общесоюзной переписи 1989 года, за пределами РСФСР проживало 36 млн человек, для которых русский язык был родным. Учитывая этот факт, есть все основания для того, чтобы выставить более высокую планку по знанию языка страны, нежели это делают Латвия и Эстония. Во-вторых, следует продумать, каким должен быть порог аккультурации для иммигранта, желающего стать гражданином. Сюда, в частности, относится знание истории России, которое должно проверяться в ходе формализованного и детализированного теста, включающего в себя как устную, так и письменную часть.
В-третьих, претендент на получение паспорта должен обладать навыками жизни в урбанизированном и высокообразованном обществе светского европейского государства. Не надо упускать из виду, что Россия – это страна городов: менее четверти ее граждан живут в сельской местности. Более того: Россия – это постхристианская страна, которая, как и многие другие европейские государства, в прошедшем столетии секуляризировалась и в которой религия не играет роли регулятора межличностных отношений, а выступает лишь в качестве цивилизационного маркера. Наконец, Россия – это страна, в которой по состоянию на 2010 год 28% жителей имели законченное либо неполное высшее образование, 37% – начальное либо среднее профессиональное образование, еще 18% – среднее полное образование. А потому надо ограничить предоставление гражданства тем, кто вырос в условиях традиционного общества, не имеет даже среднего образования и потому совершенно не приспособлен, например, к жизни в крупных городах.
В-четвертых, важно внедрить полный запрет на двойное гражданство, за исключением государств, с которыми у России есть соответствующие соглашения. Наряду с этим необходимо ограничить право на упрощенное получение гражданства исключительно представителями культурно близких стран – русскоговорящих Белоруссии и Украины, а также Эстонии и Латвии, где есть существенное русское меньшинство. С другой стороны, Киргизия должна быть исключена из списка стран, граждане которых получают гражданство в упрощенном порядке; то же самое относится и к Казахстану, откуда, вследствие притеснений по этническому признаку, в течение последних двух десятилетий были вынуждены уехать около 2,5 млн русских. Оставшимся в крупнейшей среднеазиатской республике русским можно будет выдать документ, аналогичный карте поляка, которая предоставляет желающим вернуться на историческую родину соотечественникам практически тот же набор прав, что и гражданам страны. Логичным продолжением этой меры будет являться широкомасштабная программа этнической репатриации, проводимая сегодня Германией, Израилем и Польшей. Последнее, в свою очередь, подразумевает предоставление права на автоматическое получение гражданства России для этнических русских при отказе от паспорта любой другой страны.
В-пятых, иммигрант, претендующий на получение гражданства в общем порядке, должен постоянно проживать в России не менее 10 лет на основании вида на жительство, иметь легальный источник средств к существованию, а также быть законопослушным. Заявители на получение гражданства, совершившие уголовно наказуемые преступления как до эмиграции из своей родной страны, так и после нее, не должны иметь возможности получить гражданство. Требование о месте жительства (равно как и критерии знания языка, истории и культуры) не должно предъявляться к лицам, получающим гражданство в упрощенном порядке. Как и к тем, кто имеет особые заслуги перед Россией: в последнем случае решение о предоставлении гражданства обязан принимать парламент по представлению президента, при этом число подобных кейсов не должно превышать одного десятка в год. Вдобавок необходимо продумать условия получения гражданства для индивидов, вложивших в экономику страны ту или иную сумму денег: в отличие от билета в кино, принадлежность к нации не продается.
Наконец, в-шестых, все лица, которых принимают в гражданство, должны подписывать и, вслед за этим, вслух произносить обязательство: «С этого дня я верен только России. Обязуюсь выполнять Конституцию России и ее законы».
Практическое воплощение этих принципов будет способствовать сохранению России как страны с преобладающей русской культурой, то есть достижению той цели, которой действующее в настоящее время законодательство о гражданстве не отвечает.