Свадебный перформанс в стенах Госдумы. Фото с сайта www.ldprrpmr.com
Есть в Госдуме такой загадочный комитет, который отвечает одновременно и за физкультуру, и за спорт, и еще к тому же за молодежь. Работает он откровенно плоховато. И дело даже не в том, что числится за ним всего-то пара десятков законопроектов, половина из которых к тому же переведена уже в категорию «мусорная корзина». В ГД, правда, есть комитетики, наработавшие еще меньше. Суть же в том, что в комитете спортивно-молодежной направленности депутаты физкультурой занимаются все равно не слишком охотно, спортом же вообще в основном как болельщики, если не считать шахмат и так называемого литербола. Что же касается самой молодежи как таковой, то ее на Охотном Ряду крайне мало.
Чтобы это понять, достаточно посмотреть на данный профильный комитет. При этом его название – это просто шедевр государственного подхода. Ведь получается, что все проблемы молодежи связаны лишь с тренировкой тела. Все остальное же, по логике нынешних думцев, молодое поколение должно волновать не слишком сильно. Ну что там какие-то образование, здравоохранение, занятость, возможность развиваться духовно, строить свою жизнь по своему замыслу, получая от страны хотя бы минимальную поддержку этого, по сути дела, ее будущего.
Злые думские языки, впрочем, уверяют, что в самом начале 2012 года, когда Госдума шестого созыва рассаживалась по креслам и кабинетам, ничего подобного не подразумевалось. Просто при равномерном распределении комитетов между оппозиционными фракциями ЛДПР был отдан комитет по спорту. А поскольку как раз в это время главные лоббисты так называемой молодежной политики на бюджетные деньги из «Единой России» готовились к переходу на работу в правительство, то особый «молодежный» комитет создавать необходимости не было. Вот на нем для пиара и решили сэкономить, прицепив соответствующий термин к комитету спортивно-физкультурному. Поэтому-то и неудивительно, что из ныне значащихся за этим комитетом в базе ГД 14 законопроектов, работа над которыми не завершена, собственно молодежных всего-то пара штук, да еще к тому же оставшихся с прошлых созывов нижней палаты, когда эта профильная структура была настоящим пристанищем для людей из движений «Наши» и «Молодая гвардия» и их кураторов из руководящих инстанций партии власти.
Именно они тогда в далеком ныне 2007 году «родили» такой интересный продукт, как проект закона о государственной молодежной политике в РФ. А под конец пятого созыва – законопроект о поддержке молодежных и детских общественных объединений, тем самым, по сути дела, выдав свою потаенную мысль, что в молодежной политике они видят только один основной смысл – а именно, поддержку государством политически правильной молодежи в ответ на ее взаимную лояльность ему самому. Показательно, что инициативу эту до основания разгромило правительство страны за ее декларативность, противоречивость, затратность и вообще практически антиконституционность. Любопытно, что все это было сделано не столько из-за чистой приверженности исполнительной власти к подобающей законотворческой культуре, сколько потому, что в это же время кабинет министров продвигал в Госдуме свою версию обновленного закона о господдержке детских и молодежных организаций. Что же касается проекта о молодежной политике, то скоро ему исполнится восемь лет. Если предположить, что для документов, как и для кошек с собаками, человеческий год идет за четыре-пять их лет, то в общем можно сказать, что он уже вполне себе зрелый. И в определенные в нем рамки молодежи – от 14 до 30 лет – он уже никак не попадает.
Недаром сейчас в Госдуме отдельные персонажи собираются разрабатывать новый закон о молодежи. Но судя по всему, будет он, как говорится, со старыми дырками. Ведь вся проблема этого законодательного акта в любом из его вариантов в том, что он никак не может точно описать предмет, который он намерен регулировать. Хотя бы потому, что всем очевидна, скажем, такая вещь: если для молодежи в возрасте 14+ актуальны одни проблемы, то для нее же в категории 30- – уже совсем другие. Главное то, что на порядки различаются те объемы финансового вспоможения, которые государство должно выделять на каждую из многочисленных молодежных групп. Которые, кстати, различаются не только возрастом, но и еще десятком других критериев – скажем, географической расположенностью, традиционной конфессиональностью, принадлежностью к тем или иным сословиям общества и т. д. Рабочей молодежи нужно одно, учащейся – другое, балдеющей – третье, радеющей – четвертое. Ну а всем им вместе нужно, если послушать их думских глашатаев, чтобы федеральный, региональные и местные бюджеты обеспечили всем им по-настоящему молочные реки в кисельных берегах.
В тучные времена власть, впрочем, была готова все это если не дать, то хотя бы в каких-то более или менее конкретных цифрах пообещать. Однако уже несколько лет подряд Минфин представляет собой поистине скупого папашу. Все началось еще при бывшем министре Алексее Кудрине, который при обсуждении очередного годового бюджета на вопрос «молодежного» депутата, где же посуленные ранее деньги, прямо ответил, что на обычный распил он ничего давать не собирается, а потому просит сформулировать ему точно, что такое молодежная политика. Кудрина как министра уже давно нет, но дело его живет: в позапрошлом 2012 году новый министр пожалел для головного ведомства «Росмолодежи» лишних 600 млн руб., в 2013-м аппетиты подрастающего поколения были подрезаны еще более, а в году нынешнем выгнан был и настаивавший на «полном шоколаде» глава этой конторы. Впрочем, сейчас правительство вроде бы приступило к окончательной доводке госпрограммы молодежной политики, как водится, с перспективой на десяток лет. И вроде бы как допускает, что некий закон вполне можно было бы принять.
Дело, правда, в том, что не слишком многочисленный думский молодняк, то есть молодые не столько по времени своего появления в Госдуме, сколько по реальному возрасту депутаты особо не рвутся заниматься какой-то там выпаренной до кристальной чистоты молодежной политикой. То ли оттого, что хотят заниматься действительно более серьезными делами, то ли потому, что понимают – до процесса распихивания денег по нужным карманам их никогда не допустят. Как бы там ни было, но молодые думцы, скопившиеся сейчас в основном в ЛДПР, немного в «Единой России» и по капельке в КПРФ и «Справедливой России», демонстрируют усилия в совершенно конкретных направлениях. Кто-то занимается своим политическим имиджем, кто-то – заботой об инвалидах, кому-то ближе студенты, кому-то – неформальные общественные инициативы. Одни больше заинтересованы, скажем, в наведении порядка на дорогах, другие – в стройности в рядах правоохранителей. Ну а некоторые занимаются настоящими перформансами – например, проводят на Охотном Ряду второй раунд собственной свадьбы, организуют итальянские забастовки при обсуждении законов, иллюстрируют свои выступления наглядными пособиями в виде муляжей незаконных предметов вроде оружия или наркотиков. Короче говоря, проявляют то самое молодежное разнообразие, которое их старшим и более меркантильным коллегам никак не удается подвести под некий единый закон, на который и можно было бы попробовать получить солидное госфинансирование.