Она выбирает Россию, а не шенген. Фото Reuters
Молодые крымчане, как и все остальные жители полуострова, привыкают к тому, что они теперь живут де-факто и де-юре на российской территории. Несмотря на то что подавляющее число жителей региона считают себя исконными русскими и на прошедшем 16 марта референдуме с энтузиазмом проголосовали за вхождение Крыма в состав России, у молодых людей этого 84-го российского региона появляются вопросы, которые пока остаются без ответов.
Например, многие из них привыкли проводить каникулы и отпускное время по большей части в Европе. Как туда ездить теперь, если шенгенские визы нужно будет по-прежнему получать в Киеве? И не факт, что тем, кто решился стать полноправным гражданином России, это разрешение на въезд в Европу будет получено. «Не исключен вариант, что без объяснения причин в визе мне откажут, и как тогда быть? Ведь я в перспективе хотел бы туда (в одну из европейских стран. – «НГ-политика») уехать работать», – на правах анонимности говорит «НГ-политике» 25-летний крымчанин Стас, пока еще украинец, так до сих пор не решивший, писать или нет заявление на российское гражданство. И таких как он, сомневающихся, в Крыму немало – как и многим их российским сверстникам им хочется ездить по миру и набираться новых впечатлений.
Некоторое время назад в Сети появилось видео, на котором студенты севастопольского госуниверситета протестовали против поднятия над их вузом российского флага. Наблюдая за спуском украинского знамени, ребята продолжали петь украинский гимн, перекрывая зазвучавший российский, а потом и вовсе покинули территорию кампуса.
Кроме того, у молодых людей в Крыму, особенно тех, кто получает образование в высших учебных заведениях по всей Украине, есть неясности с дальнейшим их обучением – ведь если они станут россиянами, то изменится и их статус в вузе: из законно бесплатного как для собственных граждан он вполне может превратиться в достаточно дорогой для иностранцев. Есть еще претензии и общего порядка: мол, российские гарантии стабильности в первую очередь касаются тех, кто либо на пенсии, либо служит в армии. «А про нас, молодых, которым негде здесь работать и фактически не на что жить, получается – в последнюю очередь?!» –риторически задается вопросом 27-летняя крымчанка Полина, до сих пор только в курортный сезон имеющая возможность подрабатывать горничной в одном из домов отдыха на полуострове, да и то на полставки.
Их сверстникам в России о таких насущных проблемах, как быть или не быть россиянином, задумываться не приходится: право стать гражданином своей страны у них с рождения. Значительная часть молодых россиян, подтверждают «НГ-политике» социологи, политику российской власти в отношении Крыма поддержала. Возможно, еще и потому, что присоединение Крыма как нельзя удачно совпало с патриотическим подъемом, вызванным Олимпиадой. Получилось, что впервые за многие годы молодые россияне получили возможность реализовать подсознательное стремление гордиться своей страной.
Подогреваемое западноненавистническими эмоциями со стороны более старшего поколения, но выросшее на Pepsi и одетое в одежду американских и европейских брендов молодое сообщество через пришедшие из Америки соцсети на американских же гаджетах изливают свое недовольство Западом. Хорошее стали искать даже в Советском Союзе, о котором знают лишь понаслышке, из рассказов родителей или по фильмам той поры. Сегодняшние молодые люди, получается, не видят ничего плохого в жизни советских сверстников, которые в те же самые годы, когда на Западе появилась жевательная резинка, были вынуждены есть смолу или отдавать годовую стипендию за пару джинсов, купленных у фарцовщиков.
Социальные сети, ранее заполненные исключительно иностранной музыкой и фильмами, наполнились дискуссиями о появлении в стране пятой колонны и национал-предателей.
«Ненавижу США и Европу с их толерастами», – говорит корреспонденту «НГ-политики» москвичка Евгения Берталева, ранее объездившая 15 европейских стран и основавшая интернет-магазин одежды под иностранным брендом. Она не хочет обсуждать внутрироссийские проблемы, касающиеся коррупции, качества отечественной медицины или возможных фальсификаций. Крым для Евгении – повод заклеймить и отечественных либералов: «На митинг против аннексии Крыма вышло всего пару сотен человек против десятков тысяч. Либералы всегда в меньшинстве. Потому что тупых не так много, к счастью», – пишет Берталева на своей странице в соцсети, снабжая едкие комментарии бравурными коллажами с президентом Владимиром Путиным.
Такая позиция близка многим молодым россиянам – достаточно послушать разговоры в молодежной среде. В присоединении Крыма они видят прежде всего демонстрацию силы со стороны собственной страны. «Наконец-то мы встаем с колен, – убежден один из собеседников «НГП», сам, впрочем, под самыми разными предлогами откосивший от службы в армии. 26-летний предприниматель Антон Коваленко в беседе с «НГП» рассказывает, что на почве Крыма разругался со своей родней из Украины: «Я бы не хотел, чтобы такой же ценой у нас сместили президента. А хохлы считают, что пропаганда только у нас, хотя на самом деле у них тоже пропаганда, только с другой стороны. Восток Украины для них вообще быдло. Да и вообще, мне начали предъявлять претензии за ввод войск, как будто я их туда отправил. В общем, нет у меня больше родни, и на Западную Украину я больше не поеду». Ранее Коваленко с удовольствием ездил во Львов, считая, что там живут приятные и интеллигентные люди.
Правда, в патриотическом хоре молодых нет-нет да и прорывается протестная нотка. Это в основном голоса тех, кто достаточно часто бывает за границей и не с чужих слов знает о жизни таких же молодых европейцев или американцев. «Ужас, – делится с корреспондентом «НГП» 22-летний бухгалтер из Москвы Дмитрий Самонин, только что вернувшийся из одной из европейских стран. – В аэропорту встретил украинцев, они очень нехорошо на нас смотрели, узнав, что мы русские. Из-за Крыма». Саму ситуацию собеседник «НГП» находит катастрофической – в стране цензура, нет выборов – мечтает об эмиграции и не чувствует себя защищенным.
23-летняя Екатерина Шевелева, только что вернувшаяся из турпоездки в США, делится своими ощущениями: она шокирована тем, как российские СМИ, особенно телевизионные, рассказывают о столь любимой ею стране. «Если не устраивает Запад – не надо смотреть американские фильмы, слушать американскую музыку и покупать товары американских брендов, – считает девушка. – Я тоже за то, чтобы в Украине, да, собственно, нигде еще, не страдали невинные люди. Но как можно обвинять Америку, исходя из того, что транслируют на российском ТВ?! На стенках «ВКонтакте» писать все горазды, что же вы, патриоты, не идете в волонтеры или не выходите на субботники по уборке мусора в ваших родных городах?».
«А шо тут думать? Отобрали Крым, опозорили на весь мир нашу армию, – как бы вступает в дискуссию с молодыми россиянами 22-летний студент из Киева Алексей Могилев. – Сплошные убытки, позор и унижение». Военных, которые перешли на сторону российской армии, Могилев считает предателями. На своих сограждан, которые приняли российское гражданство, он не считает нужным обижаться: «Они выросли в атмосфере убеждения, что Крым русский. Если они считают, что им в России лучше, то че ж их судить теперь?» «Я считаю, что Крым забрали подло. Когда в стране такое творилось, никто и подумать не мог, что начнется такое, – вторит Алексею 23-летняя жительница Черниговской области Екатерина Закупра. – После этих событий люди очень обозлены на Россию. Все знали, что Украина безъядерная страна, армии у нас как таковой нет, противостоять мы не можем. Все приказы были – ни в коем случае не реагировать на агрессию». Собеседница «НГ-политики» не одобряет радости соотечественников, которые приняли российское гражданство. «Вот, смотрю, крымские военные жгут свои украинские паспорта. Такое чувство, что если они будут в составе РФ, то их жизнь в одночасье изменится… А я считаю, что если ты предаешь свою страну просто так, то и ни в какой другой стране тебе рады не будут».
Кстати, почти все молодые люди, с кем довелось побеседовать корреспондентам «НГ-политики», довольно охотно делились своими впечатлениями от происходящего, а некоторые даже предлагали вынести эти диспуты в публичное пространство. «Все эти проблемы на телеэкранах обсуждают взрослые, зачастую далеко пенсионного возраста, но ведь будущее – за нами, молодыми, и мы тоже хотим быть услышанными», – эти пожелания «НГ-политика» зафиксировала в разговорах с молодыми представителями диаметрально противоположных взглядов. И не только на Крым.