Первые месяцы 2014-го года серьезно изменили направленность публикаций многих южноуральских средств массовой информации. Еще в начале января в регионе существовали два журналистских направления: одни были за действующего губернатора, другие кардинально против. Было очевидно – против главы региона объявлена информационная война. В итоге президент РФ Владимир Путин подписал заявление об отставке губернатора Михаила Юревича. С тех пор представители СМИ наблюдают, как будет делиться медиарынок.
Регулярно выходящие в области средства массовой информации представлены шестью телеканалами, три из которых местные, а три имеют свое время в федеральной сетке вещания, несколькими муниципальными телередакциями в крупных городах, таких, как Магнитогорск, Златоуст и Миасс. Печатная продукция представлена областными газетами «Вечерний Челябинск», «Челябинский рабочий», «Губерния» и «Южноуральская панорама», а также около 40 муниципальными изданиями. В областном центре также постоянно выходят газеты «Метро» и «Итоги-74». Более широк спектр интернет-изданий
При столь насыщенном рынке разнообразных СМИ в регионе сильной текучки кадров в этом сегменте не отмечается. Чаще журналисты просто переходят из одного издания в другое. На момент написания статьи на одной из основных интернет-площадо
Относительное спокойствие наступило и в публикациях. Материалы, выходящие в СМИ вот уже два месяца, трудно назвать направленными в пользу каких-либо групп влияния. До этого, по оценкам, экспертов, расклад сил был кардинально другим: порядка 85% СМИ входили в медиа-холдинг экс-губернатора Михаила Юревича, остальные 10-15% были либо откровенно против, либо независимы от власти. «Еще пару месяцев назад расклад сил на рынке СМИ Челябинской области был предельно понятен, – сказал «НГ» политолог Андрей Лавров. – С приходом врио губернатора Бориса Дубровского ситуация меняется, но не принципиально. Сейчас в регионе все объяснимо – практически все СМИ за нового главу региона. А если еще учесть, что Дубровский с самого начала объявил, мол, хватит между собой ссориться, то даже самые либеральные издания в регионе теперь предпочитают заканчивать свои материалы максимум обращением к главе региона искоренять бюрократию». Эксперт напомнил, что такая ситуация на Южном Урале установилась недавно.
Еще в конце минувшего – начале текущего года область сотрясали скандалы, в том числе с участием журналистов. Так, многим запомнился случай, когда двух представителей СМИ не впустили в здание администрации губернатора. Корреспонденты газеты «Итоги – 74» Станислав Вахрушев и Сергей Жигалин не смогли пройти полицейский пост на входе в здание. «Полицейский неразборчиво ссылался на отсутствие согласования с пресс-службой. Нас без объяснения причин доставили в отделение полиции, в отношении Сергея вынесли постановление по делу об административном
Случай моментально получил огласку и на контролируемых администрацией губернатора медиаресурсах. «Первый областной канал» дал информацию о том, что на видеозаписи видно, как мужчина отказывался предъявлять удостоверение и называть СМИ полицейским, требуя у них документы. «Он был доставлен в отдел УМВД России, где, по словам сотрудников, жаловался на болезни и кусал дверь», – заявили на телеканале. В итоге - после установления личности - на Жигалина был составлен административный протокол по статье «нарушение пропускного режима охраняемого объекта», и ему грозит штраф от 300 до 500 руб. Нарушений требований законности в действиях сотрудников полиции тогда не нашли.
Однако даже тогда, когда в области шла явная информационная атака на губернатора, такие случаи были, скорее, исключением из правил. Андрей Лавров считает, что говорить об ущемлении свободы СМИ на Южном Урале некорректно, потому что «нельзя говорить об ущемлении того, чего нет. СМИ в регионе давно и плотно контролируются теми или иными группами влияния. Так что цензура практически добровольна: каждый знает, что, где и когда можно говорить и наоборот». Что касается методов влияния, то, по мнению эксперта, используются как экономические, так и административные способы влияния на издания: на кого нельзя надавить, тот покупается. Каких-либо вопиющих случаев давления на журналистов в регионе за последнее время политолог вспомнить не смог.