С тех пор, как Санкт-Петербург и Ленобласть стали функционировать в качестве разных субъектов Федерации (в советские времена Питер – Ленинград являлся и центром Ленинградской области), в обоих регионах сложились отличные от большинства системы управления.
В Петербурге слово «мэр» кануло в Лету вместе с первым и последним мэром Анатолием Собчаком. Губернатор и Смольный руководят городом, вертикаль распространяется до городских районов, где назначаются главы, а дальше, «внизу», располагается уровень МСУ (где проходят незаметные стороннему взгляду выборы в 111 округах, каждый из которых занимает территорию в несколько кварталов). Есть несколько районов-пригородов, где границы МСУ совпадают с границами административных районов (Петродворцовый, Сестрорецкий и пр.).
В области – по причине отсутствия «столицы» – тоже не существует «мэра» этой самой столицы. В райцентрах и городских муниципальных образованиях кое-где есть выборные мэры. Некоторые районы (например, Тихвинский) пошли по пути объединения администраций районов и райцентров. Если новые законодательные инициативы будут внедрены, то возможны изменения в ряде районов. Петербурга же новшества пока не коснутся никак. Существующая система существует с 1997 года (до этого в 1993 году полномочия МСУ были переданы администрациям). Ее инициировали городские власти в лице тогдашних губернатора Владимира Яковлева, спикера Заксобрания Юрия Кравцова и депутата Алексея Ливеровского. Намеренная ликвидация представительных выборных структур в районах (равных по численности средним областным центрам) и низведение их на «микрорайонный» уровень МСУ не устраивают сейчас оппозиционных политиков, например яблочников. Депутат яблочной фракции Борис Вишневский считает: «Необходимо вернуться к районному принципу. Муниципалы только и делают, что распоряжаются бюджетом и создают муниципальные предприятия из самих себя. А выборы в МСУ мало интересуют общество и поэтому целиком управляемы. Город вправе и в состоянии изменить систему МСУ, для этого не нужны специальные федеральные законы, а только политическая воля». Впрочем, питерские яблочники обеспокоены ситуацией в целом по стране и особенно в крупных городах^ они считают, что цель новаций – усилить манипулирование избирателями: устроить делегирование полномочий из мелких деревень и поселков, по их мнению, есть способ помешать реальному волеизъявлению жителей региональных центров.
Впрочем, в целом по региону ситуация, несмотря на то, что пока изменений в Петербурге не предвидится, не вполне однозначна. Несмотря на то, что разговоры об объединении двух субъектов РФ – Петербурга и Ленобласти – пока поутихли, вопрос не считается снятым с повестки дня, а в этом случае возможны самые неожиданные расклады по структурам местной власти и самоуправления.
Санкт-Петербург