Прямые выборы мэра в Казани формально отменили ещё четыре года назад, хотя и до этого исторического события ни один из двух казанских градоначальников – ни бывший глава города Камиль Исхаков в 1991 году, ни нынешний Ильсур Метшин в 2005-м – не избирались всенародным голосованием.
Мэров выбирали вначале депутаты Горсовета, а затем Казанской городской Думы, причём во время своего предпоследнего избрания в 2006 году Ильсур Метшин вначале стал депутатом Гордумы, и уже только потом – спустя всего три дня – 17 марта 2006 года депутаты Казгордумы двинули его на пост главы Казани.
При этом важно отметить, что норма о всенародных выборах казанского градоначальника в Уставе города всё-таки была. Но с оговоркой, что эти выборы пройдут лишь при втором созыве Казанской городской Думы. А незадолго до него (т.е. до муниципальных выборов 2010 года), парламентарии вычеркнули норму о мэрских выборах из Устава Казани. Таким образом Ильсур Метшин вторично стал мэром не с благословления казанцев, а волею коллег-депутатов гордумы. Казанские общественники пытались было оспорить это решение в суде, но безуспешно.
Помимо мэрских выборов, в Казани не удалось провести ни одного общегородского референдума по важнейшим для города вопросам. В 2006 году Казанская городская Дума отказала жителям в общегородском голосовании по поводу всё тех же выборов мэра и по транспортной реформе (одним из ее результатов стала покупка нескольких десятков китайских автобусов, которые стали в массовом порядке ломаться и гореть на городских улицах. – «НГ»). А в 2008 году, когда казанцы вновь пожелали всем миром решить вопрос о запрете изъятий частных земель под нужды Универсиады-2013 и переноса памятника татарскому революционеру Муллануру Вахитову со своего места в самом центре города. На месте монумента планировалось построить национальную библиотеку, по своей форме напоминающую раскрытую книгу. Однако проект забуксовал, и революционер пока остаётся на своём месте. Равно как и нынешний казанский градоначальник.