Средний достаток не означает главной преференции среднего класса. Фото Reuters
В 2008 году в своей статье о среднем классе («НГ-политика» от 17.06.08), не отрицая его существования, я писал, что пока в России это все же скорее идеально-типическая модель, а не аккуратно выделяемая страта общества.
Основные характеристики среднего класса – доход, образование, профессия, место жительства и потребление – действуют в России разнонаправленно и не «собирают средний класс в кучку». Наиболее образованные слои часто наиболее бедные, престижная профессия не всегда обеспечивает достойный доход, нет дифференциализации по месту жительства.
Тем не менее анализ ситуации за прошедшие с того времени годы свидетельствует, что эта идеально-типическая модель продолжает развиваться и приобретает все более реальные черты. Другими словами, средний класс постепенно формируется.
Посмотрим на отдельные предпосылки развития среднего класса в нашем обществе в последние годы. Прежде всего это общий рост доходов населения. С 2000-го по 2013 год среднедушевой доход россиянина вырос в 2,6 раза. Конечно, этот рост был более значительным до кризиса 2008 года, но и потом он продолжился. Соответственно увеличилась и доля людей, которых условно можно отнести к среднему классу.
Если среднедушевой доход 10% самых богатых составляет 61 164 руб. в месяц, то можно допустить, что значение дохода для среднего класса лежит где-то вокруг этой цифры, а это уже 180 тыс. руб. на семью из трех человек. Даже в абсолютных цифрах это недалеко от доходов среднего класса на Западе.
С 2001 по 2007 год разрыв между 10% богатых и 10% бедных постоянно увеличивался, а начиная с 2008 года стабилизировался и даже стал уменьшаться, что также является признаком усиления среднего класса.
Следующий важный атрибут среднего класса – высокое образование. Раньше я говорил, что этот признак у нас не работает, поскольку самые образованные – врачи, учителя, профессора – были самими бедными. Сегодня ситуация несколько изменилась в связи с увеличением зарплат этим категориям, которые по своему материальному положению вплотную приблизились к среднему классу. Кроме того, все больше людей стремятся получить не просто образование, а такое образование, которое обеспечивает хорошую профессию и позволяет влиться в средний класс. За последние 10 лет на 10% выросла доля тех, кто готов бороться за карьерный успех. Таким образом, образование и профессия все больше становятся признаком среднего класса в России.
Следующим признаком среднего класса наряду с доходом, образованием и профессией является место жительства. Хорошо известно, что в крупных западных городах существуют районы проживания для богатых, бедных и средних.
У нас пока не произошло такой строгой сегментации. Тем не менее в Москве, например, уже существуют привилегированные районы, как Юго-Запад и Центр.
Кроме того, начинается разделение по типу жилья. Хорошо известны монументальные дома для богатых. Люди со средним достатком тоже стремятся в более комфортабельные монолитные дома, а пятиэтажки все больше становятся жильем для бедных. Таким образом, наш средний класс, как и на Западе, все больше определяется своим местом жительства.
Важнейшими признаками среднего класса являются также ценности, политическая активность и влияние на общество. По всем этим характеристикам западный средний класс является наиболее продвинутым. Он сильнее ориентирован на свободу и независимость, нонконформизм и инновации. Я бы не сказал, что в нашем обществе эти ценности доминируют. Наши социальные и персональные ценности более традиционны, порядок мы ценим больше, чем свободу, у нас слаба вера в общественный идеал, мы выступаем за государственный контроль СМИ и бизнеса. (Подробнее см. «НГ-политика» от 20.09.11.)
Тем не менее за последние годы все же наметилось некоторое движение в сторону демократических ценностей. Немного уменьшается доля людей, выступающих за всеобъемлющий государственный контроль, чуть-чуть увеличивается ценность свободы и вера в идеал. Все это свидетельствует о некотором усилении ценностей, присущих среднему классу.
Важным элементом развития среднего класса в России является Интернет. Проникновение Интернета в России сегодня составляет 60%. Конечно, не все 60% являются активными пользователями, для которых Интернет стал основным источником информации, коммуникации и неотъемлемым элементом образа жизни. Наверное, таких 25–30% от всего населения, но они составляют социальную группу, которую социологи назвали «интернет-Россией» в противопоставлении «телевизионной России», составляющей сегодня большинство. Трудно сказать, сколько из этих 25–30% можно полностью отнести к среднему классу, но одной из его характеристик – свободой информацией – они уже обладают.
Если говорить о такой характеристике среднего класса, как его влияние на общество и общественную жизнь, то люди, обладающие признаками принадлежности к нему, в последнее время заявили о своей гражданской активности. Многие СМИ и аналитики утверждали, что на Болотной площади были именно представители среднего класса. По многим характеристикам сегодня можно отнести к среднему классу представителей СМИ, науки, бизнес-менеджеров и государственных служащих, которые оказывают влияние на общественную жизнь.
Таким образом, с позиции ценностных и социальных характеристик мы тоже можем говорить о постепенном формировании среднего класса.
Наконец, одной из важнейших характеристик среднего класса является потребление. «Скажи, что ты потребляешь, и я скажу, кто ты». Посмотрим, как изменилось потребление в России за последние годы и как это повлияло на формирование среднего класса.
В области потребления мы уверенно догоняем Запад. Например, с середины нулевых годов у нас стабилизировалось потребление продуктов питания в натуральном выражении, что свидетельствует о достижении определенного уровня насыщения. С другой стороны, растет потребление более дорогих продуктов в премиальных сегментах. Премиальные продукты составляют 25% всего потребляемого объема, а в Германии, например, всего 10%.
Рост парка автомобилей заметен невооруженным глазом. Если 10 лет назад принадлежность к среднему классу можно было определить по подержанной иномарке, то сегодня это уже новый качественный автомобиль.
Мы пока еще отстаем от Германии по количеству приобретенных телевизоров и стиральных машин на душу населения, но парк электронной и электробытовой техники в домашних хозяйствах уже вполне достойный. Мобильные телефоны имеют практически все слои населения. Средний класс характеризуется уже не просто наличием техники, а ее последними моделями.
Недавно в России актуализировалась тема чрезмерного потребления, которая характерна для среднего класса на Западе. Она рассматривается в основном в двух аспектах: отказ от приобретения ненужных вещей и передачи лишних вещей нуждающимся. В России появились люди (пока единицы), сознательно ограничивающие свое потребление ради защиты окружающей среды. Появились также первые «фримаркеты», где люди бесплатно обмениваются вещами или просто оставляют их для других. Такое поведение тоже входит в число характеристик среднего класса.
Тем не менее чисто консьюмеристские тенденции в России пока сильнее. Мы отличаемся большим стремлением к благополучию и материальным благам. Для 46% россиян богатство – важнейшая ценность, в Германии – для 24%. Для нас характерны демонстративность потребления, престиж. Мы больше любим бренды, чем потребители в странах, где эти бренды производятся. Все это сегодня не характерно для среднего класса на Западе, но надо помнить, что он формировался именно в своем стремлении к благополучию.
Таким образом, мы можем сказать, что средний класс в России формируется по всем своим основным характеристикам – доходу, образованию, профессии, месту жительства, ценностям и потреблению. Векторы этих характеристик все больше начинают сходиться: образование «тянет» за собой профессию, профессия – доход, доход – место жительства и потребление, а все вместе – ценности. Скоро исследователи, наверное, более или менее сойдутся в своих дефинициях среднего класса, и он превратится в полноправную социальную страту нашего общества, а не только в идеально-типическую модель.