Самая вкусная и дешевая шаверма – каприз питерского среднего класса. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В последнее двадцатилетие не поддаются перечислению различные форумы, научные дискуссии и конференции, посвященные формированию в Петербурге среднего класса. Постепенно, однако, вместо характеристики «нарождающийся» средний класс Северной столицы заслужил эпитет «так и не сформировавшийся».
Как чиновники из Смольного, так и кандидаты в депутаты всех уровней в своих программных заявлениях апеллируют именно к этому самому среднему классу, собираясь защищать его и развивать. Однако какие-либо параметры, по которым можно вычислить объект защиты и развития, уже давно не решаются называть. Действительно, если в начале 2005 года к среднему классу относили людей с заработком 200 долл. и выше, а к верхней границе причисляли людей с доходом 1500 долл., то с этой категорией населения было очень даже неплохо: таких горожан насчитывалось в Петербурге полмиллиона. Впрочем, и в последние годы цифры выглядят вполне радужно. Так, одна из крупных страховых компаний проводила два года назад исследование в регионах России и, по мнению страховщиков, четверть населения города на Неве – средний класс, и это при том, что сейчас в мегаполисе живет более 5 млн человек.
Определяющим фактором здесь может быть не ежемесячный доход, а моральное ощущение горожанина: уверенность в своей способности заработать на жизнь для себя и семьи. При этом легко заметить, что часто парадоксальным образом не имеет значения, есть ли у человека, причисляющего себя к среднему классу, на данный момент какие-то деньги и даже работа. Такой петербуржец покупает в супермаркетах не самые дешевые продукты только потому, что у него штук пять кредитных карточек, но ни копейки наличными. Бензином можно заправиться по безналу, и потому он порой ездит на кредитном автомобиле, проклиная пробки и мечтая о метро. Правда, с развитием интернет-банкинга и появлением пластиковых проездных карт, которые можно пополнять с тех же кредиток, метрополитен опять стал популярен. Впрочем, все более моден становится велосипед – причем заядлый велосипедист может быть и членом клуба джиперов.
В 2013 году социологи и экономисты провели очередную конференцию, на которой говорили, что настоящим средним классом следует считать хипстеров. Размер дохода питерского хипстера был определен в 30–40 тыс. руб. и больше. Одежда – не столько модные брендовые изделия, сколько определенный стиль. «Хипстеры – лучше мажоров», – звучало на этой конференции. Пристрастия питерского среднего класса свидетельствуют о непритязательности и одновременно капризности. Магазины «Лэнд» или «Призма» популярны, но это не отменяет «Пятерочки» или «Пятачка», если они рядом с домом и есть их дисконтная карта. Посещение кафе превратилось для части горожан в нечто вроде спорта. Люди порой с доходом намного выше «хипстерских» 30–40 тыс. выискивают в центре и спальных районах местечки с «самой вкусной шавермой» или «самыми большими порциями мяса с картошкой». При этом чем меньше ценник, тем больше у посетителя гордости за обнаружение такой кафешки.
Все реже средним классом называют предпринимательское сословие. Не очень сложилось в городе с мелким и средним бизнесом. Под этим классом теперь скорее понимают людей наемного труда, требующего квалификации: IT, прикладные науки, сфера услуг, в меньшей степени госслужба и политическая деятельность.
Иногда средний класс оппозиционеры называют болотом и пассивным оплотом режима. Однако в применении к Петербургу это вряд ли справедливо. Указанная категория горожан неплохо проявляет себя в общественных инициативах – благоустройство, та же велосипедизация города. Эти люди участвуют в различных протестах, связанных с экологией или застройкой городских кварталов.
Петербург считается привлекательным городом для россиян, ищущих лучшей жизни, в том числе для квалифицированных специалистов, желающих более весомой материальной оценки своего труда и желающих сменить образ жизни на более подходящий культурным запросам. Поэтому пестрый и неопределенный слой людей, называющих себя средним классом, растет за счет вливающихся в его ряды псковичей, петрозаводчан, уральцев и сибиряков. При этом замечено: в Северной столице приезжие стараются не арендовать годами жилье, а еще до переезда в Питер планировать ипотеку. С другой стороны, «коренные», достигшие определенного уровня достатка, подолгу живут на съемных квартирах. Ведь кровным жильем многих питерцев, объездивших полмира, сменивших уже несколько машин и покупающих чуть ли не каждый месяц дорогие гаджеты, остается «конура» в такой коммуналке, расселять которую не берется ни один риелтор.
Санкт-Петербург