К Олимпиаде и Сочи, и горожане сильно изменились. Фото Reuters
До сих пор анализом социального состава сочинского населения с точки зрения материальной обеспеченности никто всерьез не занимался. Однако, исходя из того факта, что по количеству автомобилей на душу населения Сочи уже перегнал Москву, процент небедных граждан в городе довольно велик. Средняя сочинская зарплата – 30 тыс. руб., однако этим обычно мало кто довольствуется, дополняя заработок мелким предпринимательством. Также большой частью среднего и высокого среднего класса в Сочи являются представители семей местных чиновников.
Состоявшийся сочинец обязательно обеспечен недвижимостью – квартирой (лучше домом), которые часто достаются ему по наследству или же приобретаются родителями. Съемное жилье у местных не в ходу – арендная ставка в курортном городе слишком высока. Представитель среднего класса обязательно имеет машину – кредитную иномарку или в крайнем случае тюнингованный отечественный автопром. Девушки из обеспеченных семей одеваются дорого и броско – каблуки, стразы, серьги до плеч, наращенные волосы и ногти. Все поголовно обеспечены дорогими смартфонами и ноутбуками.
Знаковыми местами для среднего и средне-высокого класса в Сочи являются ресторан «Синее море» (его называют любимым заведением Владимира Путина), рестораны See zone на побережье и «Чайка» в Морском порту, клуб PlOtForma (сейчас переименован в «Облака»). После Олимпиады к культовым местам наверняка добавятся газпромовский культурно-развлекательный комплекс «Галактика», горнолыжный курорт «Роза Хутор» и торгово-развлекательный центр «Горки Город Молл», который открылся буквально пару недель назад.
К традиционному для Сочи классу рантье и мелких предпринимателей в последние несколько лет добавились представители так называемого креативного класса – дизайнеры, фотографы, программисты. Они приехали в город в период подготовки к Олимпиаде, работают с московскими и зарубежными заказчиками и поэтому имеют неплохой по меркам Сочи доход. Именно они носители новой стилистики обеспеченной жизни, отличной от вычурной и безвкусной эстетики нуворишей: она подразумевает такие атрибуты, как одежда smart casual ведущих дизайнерских брендов, посещение фитнес-центров, занятие сноубордом, путешествия, творчество и использование велосипеда как основного вида транспорта. Однако прослойка креативного класса в Сочи исчезающе тонка и есть опасения, что ему предстоит обратная миграция в центр, если городу после окончания Игр будет нечего предложить этим энергичным и полным идей людям.
Экономическая стабильность делает сочинский средний класс политически пассивным, и это на руку властям, которые привыкли не считаться с общественным мнением при принятии тех или иных решений. Раздражение и недовольство действиями администрации обычно выражают те граждане, чьи интересы собственности нарушены в той или иной ситуации. Но в основном бизнес-интересы местных мещан напрямую зависят от милости администрации, поэтому фрондеров отыскать среди них довольно трудно.
Сочи