0
2383
Газета НГ-Политика Интернет-версия

18.02.2014 00:01:00

Неамвонный уровень

Иван Задорожнюк

Об авторе: Иван Евдокимович Задорожнюк – доктор философских наук.

Тэги: рпц, скандал, pussy riot


рпц, скандал, pussy riot Панк-молебный скандал обнажил некоторые противоречия во взаимоотношениях государства и РПЦ. Фото Reuters

Два года назад, 21 февраля 2012 года, на амвоне храма Христа Спасителя оказалась группа Pussy Riot, которая – кроме непристойного кривлянья в неприличной одежде и с музыкальными инструментами на священном для верующих месте – выкрикивала и явно политические лозунги. Она находилась там 41 секунду, но тиражированные изображения этой акции, именуемой «панк-молебен», заполонили выпуски новостей, комментировались в Интернете, воспроизводились в печатных СМИ. Видеоролики были сверхмассово тиражированы, а слова на грани обсценной лексики постоянно звучали в YouTube. Событию была посвящена большая статья в «Википедии» – в то время как куда значимые факты и события церковной жизни в ней не упоминаются и не комментируются.

До сих пор волны от этого скандала не утихают. Были и другие: «нанопыль» в квартире, на которую претендовала родственница Патриарха, съемки с его дорогими часами и т.д. – но этот оказался особенно живучим, а его участницы все еще наращивают на нем политический капитал (недавно их принимали официальные лица в Госдепартаменте США).

Что можно сказать о скандалах начала второго десятилетия нового века вокруг церковной жизни в целом? Как ни странно, то, что они состоялись именно в указанное время, может считаться положительным моментом. Активная социальная политика РПЦ – одна из ключевых задач современного ее не просто развития, а даже существования. Период «узнавания» и признания православия как неотъемлемого признака социального бытия России, даже своеобразного любования им, проходит, и Церкви приходится заявлять о себе как о конструктивно социальном институте уже не только на уровне деклараций. А это приводит ее к решению принципиально новых задач с труднопредсказуемыми исходами.

Ход процесса панк-группы усугубил уровень скандальности (или, если использовать устаревшее слово, скандалезности, то есть его наращивающейся нелепости) ситуации. Устраивались манифестации за крайне низкое наказание и даже прославление ее участников – или же за их сверхжесткое осуждение. 

Обвиняемые снизошли до того, что признали этическую ошибочность своих действий, но чаще использовали возможность наращивать градус скандалезности и – как это ни парадоксально – побуждать к подобным действиям. Так, по сообщениям печати, не без их влияния что-то подобное происходило в Украине и Финляндии, других странах.

Процесс прошел, осужденные получили сроки заключения, они не пропадали все время с поля внимания СМИ, были отпущены по амнистии. Это отдельная история, конца которой не видится. И все же…

Замысел скандала имел целью ударить по сочленению Церковь – государство и явить факт поддержки руководством РПЦ одного из кандидатов в президенты, апеллируя непонятно к кому (в лозунге «Богородица, прогони Путина» – уже несостыковка, человек, хоть как-то причастный к религии, знает, что следует обращаться: «Богородице»). Утверждается, что ни государство, ни Церковь пострадать от акции не могли – а право на выражение отношения к ним не следует узурпировать. Однако явно пострадали (испытали моральный ущерб) граждане государства и прихожане церкви.

Мегаскандал закончился, но более мелкие вряд ли исчезнут. И это неизбежно в связи с открытостью Церкви малопривычным ранее для нее воздействиям. Еще в 2004 году во многих комментариях на принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечалось, что она воздвигалась в  последние 15 лет в славе и богатстве, а сейчас ей придется укрепляться в борьбе и труде. Это другого рода задачи, гарантий однозначного решения которых никто не дает. На пути к их решению должны превалировать мудрая осторожность, пресечение крайностей консерватизма и либерализма, возрастание прав мирян в социальных программах. 

РПЦ в 1917 году перестала быть Церковью господствующей, а с 1988 года – гонимой, однако она только сейчас начала осваивать статус хотя и крупнейшего, но «рядового» религиозного объединения в рамках демократической государственности. Проведение активной социальной политики – не говоря уже о просто политике, побуждения к влиянию на которую приобретает крайне сложные конфигурации заявлений и действий, иногда на грани забвения конституционного принципа об отделении государства от Церкви, – это предельная открытость всем ветрам и сквознякам современной жизни. Именно акцент на политику второго рода, сводящуюся к «симфонии» в отношениях Церкви и государства, то есть их взаимному поддерживанию, в чем-то игнорируя конституционные гарантии свободы совести, вызывал и вызывает критическое отношение к позициям РПЦ.

Что побуждает и к такого рода «критике делом», как скандалы с целью сдерживания политической активности руководства РПЦ. «Симфония» в нынешние непростые времена и не может звучать во всей чистоте, особенно когда ее заставляют слушать едва ли не насильно…

И в этом плане вышеназванные скандалы выступили как бы индикаторами возможных рисков – до наступления реальных рисков в отношениях внутри одного из ведущих религиозных объединений РФ и между ними, рисков во взаимодействии Церкви и государства, религии и общества. Указанные скандалы можно поэтому трактовать как своеобразную прививку от куда более серьезных угроз (репрезентуемых, к примеру, покушениями лета 2012 года на религиозных лидеров отечественного ислама или террористическими актами в феврале 2014 года в Южно-Сахалинске).

В отношении религии и Церкви скандал – тот феномен, который не может быть использован постоянно, и не в силу того, что для него не найдется повода. Дело скорее в том, что Церковь научилась нивелировать его воздействие, прибегая к самой разнородной аргументации, в частности принимая доводы оппонента. Примером может служить известный анекдот о том, как трактовали трехкратное падение с колокольни пьяного пономаря верующий дьякон и его сын-семинарист, склонный к атеизму: первый удостоверял, что это Божье чудо, а второй утверждал, что просто привычка.

Неизбежность активизации социальной политики Церкви влечет и открытость многих сторон церковной жизни обществу, что связано с нарастанием градуса скандальности. Церкви надо быть к этому готовой. А ее иерархам и прихожанам, верующим и неверующим, представителям государственных органов и стремящимся обеспечить свои права гражданам (включая право на информацию и на уважение своих убеждений) руководствоваться принципом Спинозы: не плакать, не смеяться, а понимать. И тогда многие скандалы перестанут пугать, а предстанут как нечто малодостойное и не касающееся фундаментальных основ жизни – и светской, и религиозной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1307
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
837
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1579
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1535

Другие новости