После ЧП в Ницце Лев Кузнецов на несколько дней стал героем сюжетов светской хроники с криминальным оттенком. Кадр из передачи НТВ
Красноярский край, согласно рейтингу фонда «Петербургская политика», в последнее время держится в группе «регионов со слабой политической устойчивостью». Немало этому способствует регулярное попадание местных политиков в скандальную хронику. В них фигурируют не только муниципальные депутаты и чиновники, но и первые лица края.
Особенно не везло руководителям города и края под занавес 2013 года. В декабре на всю Россию прогремело ЧП с ограблением губернатора Льва Кузнецова и его жены на их вилле в Ницце (см. «НГ» от 18.12.13). Происшествие на Лазурном Берегу до сих пор аукается главе края. Широко растиражированная в контексте этого преступления информация о благосостоянии губернаторской четы вызвала много вопросов у простых красноярцев. Попал в скандальную хронику и мэр краевого центра Эдхам Акбулатов, которого в ноябре некоторые федеральные СМИ попытались связать с красноярским предпринимателем Александром Баталовым, задержанным в Москве по подозрению в посредничестве при передаче взятки (см. «НГ» от 22.11.13).
Немало скандалов было и в муниципалитетах региона. В марте 2013 года открытое письмо Дмитрию Медведеву от единороссов Абанского района о безобразиях, творящихся на этой территории, вызвало федеральный резонанс. Осенью Абанский райсовет был распущен. Не отстают от муниципалов и краевые начальники. Одним из самых громких процессов последних лет стало уголовное дело, в котором в качестве главного обвиняемого фигурирует экс-министр промышленности и энергетики края Денис Пашков. Его обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере и хищении 29 млн руб. из бюджета. Процесс продолжается с лета прошлого года, вынесение приговора ожидается в ближайшее время.
Благодаря наличию большого числа относительно независимых СМИ скандальные блюда постоянно присутствуют в региональном политическом меню. Инициируют же журналистский интерес в основном силовики и представители контролирующих структур, постоянно подкидывающие изданиям темы с перчиком. Однако депутатско-чиновничьи скандалы поводом для каких-то массовых акций не становятся. На улицы красноярцев выводят только вопросы, связанные с экологической безопасностью, как это было, например, при раскрутке темы строительства под Красноярском Енисейского ферросплавного завода.
«Если проанализировать соотношение позитивных и негативных сообщений, связанных с Красноярским краем, то формально перевес будет на стороне позитива. Однако тренд, влияющий на имидж и региона, и власти задают именно громкие скандалы, и в этом контексте регион, безусловно, относится к группе федеральных лидеров, – подчеркивает политолог Сергей Комарицын. – На мой взгляд, большое количество таких происшествий свидетельствует о неэффективности краевой власти, что, например, ярко проявляется в сюжетах, связанных с конфликтами в муниципальных образованиях».
«Регион сейчас напоминает политический вулкан, и скандалы, связанные с местными элитами, – яркий признак этой нестабильности, – отмечает политолог Юрий Москвич. – При этом негативная информация, которая постоянно появляется в массмедиа, на берегах Енисея не становится поводом для каких-то громких уличных акций. На мой взгляд, это связано с тем, что Красноярский край относится к очень небольшой группе регионов с серьезными демократическими традициями. Красноярцы не устраивают майданов, а проявляют свое отношение к политикам на выборах, как это случилось, например, на прошлогодних выборах в горсовет. Уверен, что и последние скандалы, связанные с властью, электорат должным образом оценит на выборах губернатора и депутатов Заксобрания».
Красноярск