Карикатура РИА Новости
Нынешнее руководство нижней палаты нашего парламента, как известно, делает все для повышения его авторитета и значимости в системе всей российской власти. Ну, конечно, пока не все и не всегда здесь получается: сами депутаты думский авторитет регулярно и упорно роняют, а другие властные ветви и структуры упрямо не хотят признавать за Госдумой право на равнозначное место рядом с ними.
И все же первые успехи все-таки есть. Лидеры ГД, например, неоднократно подчеркивали, что сейчас на Охотном Ряду уже не увидишь в массовом порядке рукоприкладства, непарламентской лексики и прочего непотребства. Короче говоря, публичных скандалов в Думе стало меньше – и это ли не признак зрелости нашего парламентаризма, которой он достиг всего-то за 20 лет своего существования, тогда как другие парламенты, дескать, до сих пор дерутся? Причем намек делается даже не на Украину, а на некоторые весьма продвинутые страны. Ну что же, спорить не будем – драк и посыланий вслух по известным всем россиянам адресам в депутатской жизни действительно стало меньше. Но хорошо ли это? Ведь наши думцы, как это ни странно звучит, остаются людьми. А это значит, что у них у всех есть свои предпочтения, интересы, личные отношения и карьерные запросы, которые просто объективно не могут совпадать. То есть столкновения и конфликты обязаны быть. Скажем прямо: они и есть, только горячие эмоции и непосредственные действия уже окончательно уступили место подковерным склокам и коварным интригам. Теперь самое главное на Охотном Ряду не крепкие кулаки и слова, а холодный расчет и знание, кто против кого дружит.
Чемпионом по тихим скандалам, понятное дело, является партия власти. И недавняя драка между коллегами по фракции – чеченскими и русским националистами – со всякими интересными заявлениями в адрес друг друга и выпаданием золотого пистолета из этого ряда не выбивается. Ведь саму рукопашную, по сути, никто и не видел, о ней всего лишь рассказал один из ее участников. На самом же деле данное событие стало еще одним подтверждением того, что среди членов хотя и «Единой России», но единомыслия все же нет. Потому-то эту якобы драку можно рассматривать как некий оригинальный способ обиженного депутата Алексея Журавлева наябедничать на тех коллег, кто на него пытался потихоньку «наехать» за то, что он лезет в дела северокавказской республики. Хотя скорее всего это вранье и сплетни, но имеющие возможность разрастаться при удобном случае...
Или же рассмотрим дело подзабытого уже единоросса Алексея Кнышова из Ростовской области, который, по мнению некоторых, «совершил мужественный поступок», сдав мандат из-за пристального внимания к его якобы предпринимательской деятельности, то обо всем этом деле его бывшие коллеги в кулуарах клеветали примерно так. Мол, сначала его конкуренты по бизнесу вбросили на него компромат, от которого он бы отбился, но, на его беду, ситуацией вроде бы заинтересовалось донское казачество. В результате скрытых от общественности разбирательств Кнышов ушел из ГД, на его место пришел атаман Виктор Водолацкий, а компания Кнышова получила семимиллиардный подряд на строительство дороги.
Еще более любопытной является, впрочем, недавняя история с посадкой в самолет единоросса Андрея Исаева. Сам скандал вроде бы был максимально публичным – записи в Интернете и на ТВ, громкое осуждение со стороны общества и так далее. Итог же скандала получился странным – Исаев покинул должность первого замсекретаря генсовета ЕР, а вот мандата и кресла главы думского комитета не потерял. Теперь становится понятно, что наши думские источники про то, что под Исаева давно копали его коллеги-конкуренты и даже кураторы партии власти из кремлевских управлений, достоверны. Уж очень он сильно достал всех своими интернет-комментариями, появлявшимися в основном пятничными вечерами. Их причину в родной фракции обсуждали практически открыто, но поскольку в конечном счете он, пусть и грубо, выступал все-таки за правое дело, повода наказать не было. А то что «плохое настроение» самого депутата оказалось поводом для отставки с высокого партийного поста, так думать надо было раньше, Андрей Константинович, где и перед кем настроение можно демонстрировать.
Впрочем, внутренние разборки в партии власти выглядят гораздо более естественными, чем такого же накала страсти в оппозиционных партиях. Вот, казалось бы, что делить друг с другом депутатам из «Справедливой России»? Ведь только вместе они – партия. Однако именно эсэры представляют собой, пожалуй, наиболее интригантскую думскую фракцию. Злые языки, конечно, утверждают, что это из-за большого количества состоящих в ней женщин. Однако мужчины в деле создания «дружного коллектива» самим женщинам ни в коем случае не уступят. Возьмем для примера известную историю попытки Оксаны Дмитриевой отстранить от поста председателя партии Николая Левичева. Глава питерских эсэров выставила ему претензию сугубо организационно-политического свойства. А вот ответил на нее лидер московских справедливороссов Александр Агеев уже в совсем «кухонном стиле», сказав и о характере самой Дмитриевой, и о поведении ее мужа – депутата Ивана Грачева. Но вот если суммировать все произнесенные шепотом клеветнические измышления их товарищей по фракции, то выходит, что хотя у обоих спорщиков в конфликте были свои интересы, но дирижировал интригой якобы сам глава партии Сергей Миронов, решивший, что свой неформальный статус надо опять превращать в настоящий – несмотря на то что совсем недавно он и передал руководство СР своему верному товарищу и даже другу Левичеву. Верить в эту версию, конечно, ни в коем случае нельзя, но излагать ее приходится.
Понятное дело, что свои «скелеты в шкафу» есть и у других думских партий. Например, летом прошлого года многие были удивлены очередным уходом из ГД ветерана ЛДПР Владимира Овсянникова. В этот раз по причине неважного здоровья, а не так, как в прошлом созыве, когда он был брошен главой партии на укрепление ее центрального аппарата. Однако лживые языки, которых, к сожалению, на Охотном Ряду достаточно, утверждают другое: Овсянников так сильно хотел пойти кандидатом на выборы мэра Москвы, что оказался слишком невоздержан в выражениях. Ведь первоначально он даже получил на свой электоральный план одобрение от лидера, но тот потом посоветовался с серьезными людьми и претендента от своей партии сменил. Прежний же, узнав об этом, якобы публично выразил свое несогласие такими словами, за которые теперь СМИ сразу же получают предупреждения. Что потом началось, когда доброжелатели донесли эти крепкие пожелания до того адресата, кому они и предназначались…
Заметим, что не осталась в стороне от нынешнего думского поветрия и фракция рабочих, крестьян и людей прочего социального статуса, то есть КПРФ. Тут главное внутреннее соревнование якобы заключается в том, чтобы встать вровень с лидером партии Геннадием Зюгановым. С совершенно, конечно, невинной целью помочь ему в проведении коммунистического корабля между Сциллой парламентаризма и Харибдой уличного протеста. Но в реальности – для того чтобы оказаться первым у руля, если Зюганов все же решит уйти на покой. Дело же осложняется тем, что у руководителя партии всего лишь один первый заместитель – Иван Мельников, отлученный от преемничества из-за подозрений в так называемом неотроцкизме. За одно только то, что у него хорошие позиции среди московских партийцев. Ряды которых после многолетних обвинений в этом грехе не так давно были изрядно почищены. После чего новый глава столичных коммунистов Валерий Рашкин, как наврали нам его недоброжелатели, и не позволил Мельникову работать на выборах мэра в полную силу. Дескать, Рашкину тоже хотелось бы стать первым замом председателя ЦК КПРФ. Им же не прочь быть и лидер подмосковных коммунистов Владимир Кашин, против которого, впрочем, дружат уже чуть ли не все подряд группировки зюгановской партии. Некоторые его коллеги договорились до того, что называют его одним из главных ответственных за успех на выборах губернатора Московской области Андрея Воробьева, которому Кашин якобы «слил» весь коммунистический электорат.
В общем, как нетрудно заметить, на Охотном Ряду все-таки безвозвратно ушли те времена, когда межпартийные и внутренние противоречия требовали публичной активности словом и делом. Ныне – время ядовитых поцелуев, удушающих объятий и вежливого обращения по имени-отчеству. Просто как в том анекдоте: «А чего это вы меня по батюшке вдруг стали называть?» – «Да как-то неудобно сразу по матушке».