0
3570
Газета НГ-Политика Интернет-версия

04.02.2014 00:01:00

Принципиальные основы долгосрочной стратегии и современный кризис

Тэги: экономика, стратегия, путин, ввп


экономика, стратегия, путин, ввп Концепция развития – это не однажды принятый документ, она должна постоянно обновляться. Фото Reuters

Национальная экономика России – это отнюдь не художественный образ, а итог многовекового развития страны, отличающегося единством и целостностью воспроизводства. Причем воспроизводства в самом широком его понимании, включая географическое положение страны, ее природные богатства и состав населения, демографическую ситуацию, федеративное устройство государства, степень участия в международном разделении труда.

Однако каждая страна живет не изолированно. В процессе глобализации связи национальной и мировой экономики становятся все более тесными. Происходит огромный перелив капитала, насыщаются информационные потоки, увеличивается мобильность рабочей силы.

Растет число и влияние транснациональных корпораций, у которых возникает немало противоречий с правительствами отдельных стран как в экономике, так и в политике. Отмахнуться от них нельзя. Однако только государство было и остается, по крайней мере до конца нынешнего века, единственным легитимным представителем народа, выразителем его воли и исторического выбора. <...>

Социально-экономическая дальнозоркость

Выработка долгосрочной стратегии, как показывает опыт, представляет собой сложную и нетрадиционную деятельность. Она связана с качественно новым видением проблем, со своеобразной дальнозоркостью. Это позволяет четко выстраивать приоритеты и очередность решения задач, формировать дерево целей, определять внутренние и внешние факторы экономического роста.

Именно через стратегию реализуется высшая цель социального государства – повышение качества жизни его граждан. Речь идет при этом об уровне доходов населения, об их допустимой дифференциации, о развитии здравоохранения и образования, об обеспечении граждан доступным и комфортным жильем, о развитии социальной сферы и охране окружающей среды, наконец о безопасности населения.

Когда Владимир Владимирович Путин впервые стал главой правительства, он подписал (1 декабря 1999 года) распоряжение о создании Центра стратегических разработок. В нем указывалось, что надо считать одной из приоритетных задач правительства «разработку стратегического плана развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Органам исполнительной власти было поручено представить свои предложения по концепции развития страны до 2010 года.

Проект стратегии был подготовлен и подвергся довольно серьезной критике среди предпринимателей и научного сообщества. После этого Центр стратегических разработок переключился на подготовку программ сроком на два-три года. Однако такие программы в принципе не способны решать долгосрочные задачи. Время, потраченное на их разработки, оказалось потерянным.

Когда речь идет о долгосрочной программе, то нужно четко различать ее концепцию и саму стратегию. Подготовка концепции опирается на накопленный опыт и научные заделы. Здесь надо осмыслить специфику различных отраслей и сфер экономического и социального развития. Их могут подготовить различные группы предпринимателей и институты гражданского общества. Вполне понятно, что у них возникнут свои подходы, причем каждая группа будет лоббировать свои интересы. Таковы реалии, и с ними надо считаться.

<...> В целом можно сказать, что подготовка концепции – это важный и непременный этап разработки стратегии. Варианты концепции могут быть представлены теми структурами, которые уже имеют свои разработки, достаточно быстро, в течение двух-трех месяцев.

А затем начинается работа над стратегией. Ее подготовка и принятие являются функцией власти. Именно она способна наиболее точно выразить высшие национальные интересы, расставить цели и приоритеты, определить сроки решаемых задач. Именно власть принимает окончательное решение по спорным вопросам, утверждает стратегию и берет на себя всю ответственность за судьбу страны.

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года была одобрена правительством Российской Федерации в ноябре 2008 года, уже после того как начался современный глобальный кризис. Вполне понятно, что многие заложенные в стратегии параметры требуют обновления, как и сам ее замысел.

Важно понять, что 12 лет (статья Леонида Абалкина была написана в 2008 году. – «НГ-политика»), на которые рассчитана стратегия, – это достаточно длительный срок. Он больше, чем период со дня смерти Леонида Ильича Брежнева до развала СССР, больше, чем время от дефолта до современного кризиса.

За эти 12 лет произойдет постепенный переход к новому технологическому укладу. Усилится диверсификация экономики, обновится структура производства товаров и услуг, структура экспорта и импорта. Как по оптимистическим, так и по пессимистическим оценкам, которые во многом зависят от эффективности проводимой политики, существенно снизится численность россиян, прежде всего трудоспособного возраста.

Все эти обстоятельства и предполагают дальнозоркость при разработке социально-экономической стратегии России до 2020 года.

Нельзя забывать и того, что за это время произойдут не только социально-общественные, но и кадровые перемены в структуре власти, предпринимательства и науки. За предстоящие 12 лет пройдет два с половиной президентских срока. Произойдет качественное обновление политической и экономической элиты страны, укрепится система институтов гражданского общества.

Сохранение России, повышение ее роли в мировом сообществе, рост благосостояния ее граждан отвечает высшим национальным интересам страны. Россия всегда была и остается уникальной страной по составу населения, включающего людей различных национальностей и вероисповеданий. По своей истории и географии она занимает особое место между Западом и Востоком, между христианством и исламом. Такова ее судьба и миссия в современном мире. Геополитическое положение страны делает объективно необходимой многостороннюю ориентацию ее внешней политики, которая не может нарушаться какими-то конъюнктурными подходами.

В настоящее время речь идет о формировании многополярного мира. России следует продуманно и взвешенно определить свое место в нем, опираясь как на глобальные процессы, так и на опыт стран с переходной экономикой.

Ключ к инновационной 

экономике

Центральное место в долгосрочной стратегии принадлежит инновационному обновлению экономики. Только на этом пути Россия в состоянии слезть с нефтегазовой иглы и освоить высокотехнологическое производство. Поэтому движение к инновационной экономике диктуется не модой или капризом, а логикой общественной жизни.

В глубинных основах инновационной экономики лежит объективная необходимость перехода к новому, шестому технологическому укладу. В ближайшие 25–30 лет в высокоразвитых странах старый уклад должен смениться на новый, способный реализовать инновационный тип производства. И Россия, претендующая на лидерство в мировой экономике, призвана найти достойный ответ на вызовы нового века.

В настоящее время страна находится в самом начале этого трудного и долгого пути. Сегодня доля отгруженной инновационной продукции составила всего 5,5%. Минимальная же величина этого показателя с точки зрения безопасности составляет 15%. Чтобы выйти на такие рубежи, требуется ежегодно повышать долю инновационной продукции примерно на 2%. Эта задача достаточно сложна и потребует огромных технических, экономических, социальных и законодательных решений.

Однако надо отметить, что инновационное обновление нельзя рассматривать как изолированное явление. Оно – составное звено долгосрочной стратегии и может решаться только в ее составе. Реализация стратегии охватывает все смежные сферы: бюджетную систему и банковскую деятельность, оплату труда и налоги, вложения в человеческий капитал, в подготовку тех людей, кто будет осуществлять инновационное развитие экономики. Речь идет не только о здоровье людей, но и о подготовке современных инженеров, технологов и рабочих.

Исходной базой для разработки долгосрочной стратегии является прогноз научно-технического развития страны, на основе прорыва в области высоких технологий, учитывающий как российский опыт, так и мировые тенденции. Такой прогноз должен составляться на перспективу, с опережением сроков, на которые разрабатывается стратегия, то есть примерно до 2030 года.

<…> Приоритеты, определяемые стратегией, нельзя путать с попытками возрождения командной экономики. В сложившейся экономической модели они выполняют роль гаранта сбыта продукции, позволяют предпринимателям модернизировать производство на длительную перспективу. Это можно пояснить на примере.

Сроки большинства нефтегазовых труб уже далеко перешагнули за установленный период их промышленного использования. Нарастают объемы техногенных катастроф. Если стратегия определяет на долгую перспективу их обновление, то предприятия получают гарантийный сбыт. Можно наращивать мощности, менять технологию (переплавка труб не требует первичного производства чугуна), готовить кадры. Одновременно появляется спрос на транспорт, на перевозку старых и новых труб.

Аналогично обстоит дело и в других отраслях. Если в стратегических приоритетах определено продавать не живую рыбу или крабы, а продукты их качественной переработки, то нужно составить бизнес-план, закупить высокотехнологическое оборудование, для чего могут быть выданы дешевые кредиты, подготовить кадры, создать соответствующую инфраструктуру и т.д. Все это окупится, если в основе стратегии лежат высшие национальные интересы.

То же самое касается замены сырой древесины на продукцию высокотехнологичной ее переработки.

Такие подходы и выступают элементами, составными звеньями долгосрочной стратегии перевода экономики на инновационный путь развития. И вполне ясно, что такую стратегию определяет именно государство.

Сегодня Россия находится в самом начале этого пути. Ей нужен рывок к инновационной экономике. И он необходим в условиях развивающегося глобального кризиса, который через год-полтора пройдет. Поэтому удобно разделить период до 2020 года на три этапа по четыре года в каждом.

На первом этапе (2009–2012 годы) важно сконцентрировать инвестиции на ключевых объектах, обеспечивающих прирост ВВП уже на этом отрезке. Разумеется, этот показатель имеет много недостатков, о которых много написано в отечественной и зарубежной литературе. Однако он позволяет сопоставлять данные как внутри страны, так и в мире.

Делить ресурсы по принципу «всем поровну или всем сестрам по серьгам» ошибочно. Здесь первоочередными являются вложения в человеческий капитал, что означало бы не на словах, а на деле уйти от остаточного финансирования социальной среды. Это важно и для усиления столь важного для страны доверия народа к власти.

Концентрация инвестиций на важнейших направлениях имеет принципиальное значение. При выборе приоритетов вообще, тем более в условиях глобального кризиса, надо от чего-то отказываться. Могут быть сокращены вложения в различные сферы, в том числе расходы на оборону. Здесь есть затраты, которые вполне реально отложить на несколько лет (реформирование вооруженных сил, в результате чего возникнет большое число потерявших работу офицеров, перенесение командования флотом в Санкт-Петербург и др.).

Прирост ВВП позволит не только увеличить объемы инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики, но и успешно решать социальные задачи. Умножатся вложения в образование и здравоохранение, в развитие культуры и искусства, в физическую культуру и спорт. Тем самым усилится гуманитарная составляющая общественного развития.

К 2020 году качественно изменятся структура ВВП и источники его формирования. Сегодня он в значительной степени зависит от мировых цен на нефть, газ и другие экспортные продукты, то есть от внешних факторов. К завершающему этапу экономической и социальной стратегии их источником становятся качество экономической политики, конкурентоспособность товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. Именно они станут показателями эффективности деятельности российского государства.

Такое понимание важно уже сегодня, что еще раз подчеркивает необходимость иного видения проблем стратегии.

С учетом того, что единственным фактором роста ВВП станут темпы роста производительности труда. А ее рост является главным следствием перевода экономики на путь инновационного обновления.

Механизм реализации стратегии

Параметры, закрепленные в долгосрочной социально-экономической стратегии, не могут осуществляться вне учета перемен, вносимых жизнью. Они могут и должны изменяться, но не конъюнктурно, а под влиянием качественных перемен. Порядок таких перемен должен быть заложен в самой стратегии, в механизме ее реализации.

Поэтому успех, и не сиюминутный, а долгосрочный, должен быть заложен в самой стратегии, в создании эффективного механизма ее реализации. Раскрытие такого механизма является не чем-то прилагательным к концепции, а ее составным звеном.

Анализ опыта и истории осуществления долгосрочной стратегии убедительно показал, что существующими нынешними структурами, в том числе Министерством экономического развития, в принципе невозможно решить эту задачу. У работников, занятых текущим регулированием процессов, постоянными корректировками показателей (по темпам роста, по уровню инфляции и др.), и у разработчиков стратегических программ – разный подход к видению проблем. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
615
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
596
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
599
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
575

Другие новости