Многие из наших бытописателей именно так описывают отдельные случаи из нашего недалекого прошлого. Когда чем-то недовольный в поведении всего лишь одного работника помещик отдавал распоряжение выпороть всех остальных своих холопов. И пороли. От мала до велика.
На днях по средствам массовой информации прошло сообщение, что командование ВВС США, выявившее 34 случая списывания военнослужащими на квалификационных экзаменах, приняло решение о переэкзаменовке всех, ранее сдававших экзамены. Что-то около тысячи человек. Получается, виноваты все?
Случаи коллективной ответственности в современный период времени очень часто приобретают характер ответственности юридических лиц. В каких-то отраслях права она уже у нас присутствует, в каких-то (например, в уголовном) идут бурные дискуссии на эту тему.
Основной вопрос в этом случае – это вопрос вины. Кто виноват? В случае с физическим лицом его вина после установления определяется достаточно просто. А как быть с юридическим лицом? Можно ли за вполне конкретную провинность конкретного человека наказывать весь коллектив? А главное, нужно ли? Кто от этого выигрывает? Не окажемся ли мы все в проигрыше?
В многочисленных документах по международному праву отражено, что поведение любого органа государства рассматривается как деяние этого государства. Если генерал одного государства отдает приказ о нападении на другую страну – это одна ситуация. Виновато, конечно же, государство. Но ситуации могут быть разными. Некоторое время назад СМИ сообщали, что некий генерал из США ушел в пьяный загул в России. И что, привлекать за это к ответственности целое государство? Но это явный нонсенс.
Очевидно, что законодателю надо более вдумчиво и более подробно расписать некоторые типичные случаи. Например, бранные «промахи», допущенные СМИ. Они могут быть умышленными, могут быть случайными, могут быть просто стечением нелепостей. Недаром говорят, что есть точка зрения, а есть кочка зрения. Так вот кочку не надо превращать в точку.