С этой недели Госдума наконец заживет по своей финансовой смете на 2014 год. В этом году расходы на депутатов, пусть и немного, но вырастают – почти на 600 миллионов рублей. В 8 с лишним миллиардов целковых в общей сложности обойдется российскому народу его высшая законодательная власть. Причем, если послушать высокопоставленных думцев, то у них идет сплошная экономия – то тут, то там удалось «скроить» по 50–100 миллиончиков. Однако рост депутатских зарплат все эти «копеечные экономии» съедает безвозвратно. К тому же надо отдавать себе отчет, что речь идет не только об уже проведенном с сентября 2013 года повышении, но и о будущем скачке, который запланирован на сентябрь года нынешнего.
Напомним, что хотя зарплата депутатов – так же, впрочем, как и сенаторов, и чиновников из правительства и администрации президента, – рассчитывается весьма хитроумным образом, результаты этих расчетов еще прошлой осенью общество просто шокировали. Вместо 161 тыс. в месяц думцы стали получать 254 тыс. А уже этой осенью их денежное содержание возрастет как минимум до 350–360 тыс. за один месяц плодотворной, но, правда, не всегда идущей на пользу простым гражданам законотворческой деятельности. Некоторые думцы почувствовали себя весьма неловко от такого резкого повышения их уровня жизни. Скажем, коммунисты на всех углах стали кричать о том, что их депутаты себе все эти деньги-то целиком и не берут. Одну пятую часть своей зарплаты они обязаны сдавать в фонд партии. И если раньше отстегивали примерно 30 тыс., теперь уже будут по 50. Но вот вам такой милый момент: Госдуме подняли содержание с сентября, а реально заплатили только под Новый год, но, естественно, в четырехмесячном размере. Вот с «лимона» от Деда Мороза руководство КПРФ решило «долю малую» не собирать.
Из других фракций ГД, и прежде всего из «Единой России», сообщений насчет того, что большая зарплата такова только в теории, пока не поступало. Есть лишь неконкретные разговоры, что, мол, думцы активно помогают детским домам и прочим малоимущим. Что якобы некоторые обеспеченные изначально слуги народа вообще оставляют в бухгалтерии номера тех счетов, куда их жалованье должно распределяться. Правда, на просьбу назвать таких щедрых людей поименно и особенно показать платежки обычно произносится что-то типа того, что депутаты это делают не для пиара, а по велению их душ. Из всего этого следует, что неправ тот, кто обвиняет думцев в жадности, которую они проявляют, отказываясь платить по 6 тыс. руб. каждый раз, когда пользуются VIP-залом в аэропорту и настаивают на бесплатности этой услуги. Они вовсе не жадные, у них с собой просто редко бывают наличные деньги, как в виде бумажек, так и на карточках. А что делать, если эти люди, которые считаются народными избранниками, привыкли во многом к бесплатному для себя существованию.
Приметы этой устоявшейся привычки вылезают то тут, то там. Кроме скандала вокруг залов официальных делегаций, пользование которыми сенаторы и депутаты считают своим неотъемлемым правом, в последние дни пришла новость об отказе думцев ездить на работу в парламент из своего сеттльмента на улице Улофа Пальме на автобусе. Если кто-то представил себе что-то типа отработавшего свое уже давно «Икаруса», то таким прямо скажем, что у них разыгралось воображение. Депутатов возят на автобусе, где каждое кресло раскладывается под индивидуальные габариты, где есть персональная печка-кондиционер, где затемненные почти в ноль стекла еще и занавесочками оборудованы. Но избранники наших граждан, большая часть которых штурмует общественный транспорт два раза на дню, хотят ездить только на служебных автомобилях – и всеми правдами и неправдами добиваются их подгонки к подъезду. А комфортабельный автобус возит в день по два-три, редко когда больше, думца.
Но все-таки позвольте замолвить за бедных депутатов хотя бы одно доброе слово. Не их вина, что они представляют собой наиболее публичную часть нашей российской власти, это их беда. Поэтому-то поиски думских миллионеров и миллиардеров выглядят такими увлекательными, а выявление среди них к тому же недобросовестных должников и даже алиментщиков – это вообще что-то нечто. Вот и с депутатскими зарплатами та же история, хотя подняли они их себе не сами, это сделал своим указом президент. И опять же не по собственному разумению, а во исполнение закона о статусе парламентария, в котором тот приравнен к министру. Кстати, у министров жалованье даже и побольше выходит, потому что у них больше дополнительных выплат. Но разве кто-то знает точно, сколько получает глава того или иного ведомства. Между прочим, тем, кто является силовиками, президент вообще установил индивидуальную зарплату. А в своей администрации еще в августе аж 2012 года он приравнял оклады гражданских чиновников к выплатам военнослужащим, которые как раз незадолго до этого были радикально увеличены. В результате менее значимый по статусу кремлевский чиновник типа начальника департамента какого-то управления может получать в два-три раза больше, чем министр или депутат. Особенно милым все это роскошество выглядит на фоне громко принимаемых программ бюджетной экономии, сокращения излишних расходов, минимизации непроизводительных затрат. Результат которых, как уяснили себе наши люди, обычно такой: представители власти еще больше отрываются от большей части народа, потому что вот они-то могут платить все те цены, которые каждый день становятся все выше и выше. Кстати, частично благодаря все тем же чиновникам и депутатам, за уровнем зарплат которых они все время и поднимаются.
В общем, пришла пора прогнозировать неизбежный переход количества денег у власти в желание какого-то иного обустройства своего быта. Как известно, наиболее простым способом почувствовать себя другим является уход за забор, которым огорожен оазис хорошей жизни от окружающей его серой действительности. Вот, кстати, Кремль-то изначально находится даже не за оградой, а вообще за высокой стеной. Конечно, никаким другим ветвям и органам власти перещеголять его позволено не будет, но тенденция на подражание уже есть. Достаточно посмотреть на Старую площадь, где президентская администрация отгородила себе ее кусок, а заодно заблокировала ряд сквозных переулков. Правительство свою цитадель на Краснопресненской набережной окружило забором уже давно, и теперь речь скорее всего пойдет лишь о повышении его непроницаемости для нескромных взоров. Совет Федерации, правда, пока не смог добиться закрытия Большой Дмитровской, но в дни его заседаний сенаторские «Хамеры» блокируют ее де-факто. А вот Госдума пока движется мелкими шажками – шлагбаум там, заборчик здесь, будочка с охраной тут. Вот, глядишь, и Георгиевский переулок уже для чужих машин закрыт, а от проезжей части Охотного Ряда отнята половина. Приватизированы частично и тротуары этого широкого проспекта, а на углах ГД время от времени устанавливаются кордоны, отправляющие прохожих восвояси. Таким образом, скоро простые граждане вдоль здания ГД ходить свободно, видимо, уже не смогут. Ну и правильно, зачем им травить себе душу, разглядывая выставку мирового автопрома, которую представляет собой думская стоянка.