Марсово поле недавно несколько раз попадало в информповестку в связи с акциями радикалов против геев. Фото РИА Новости
Петербуржцы спорят по поводу того, повезло ли городу с местами идеологической сакральности или нет. В центре города есть Вечный огонь. Он горит на Марсовом поле, которое никто так и не приучился называть площадью Жертв Революции. И вряд ли даже все верные ленинцы помнят, в честь кого горит огонь и выбиты на граните патетические строки авторства Анатолия Луначарского. Правда, коммунисты все равно возмущаются тем, что власти в 2012 году определили Марсово поле в качестве «загончика для митингов», гордо названного «гайд-парком»: ведь акции здесь проводят в том числе люди, не склонные почитать революционные идеалы 1917 года. Кстати, Вечный огонь на Марсовом поле зажжен был в 1956 году, считается, что это первый постоянный Вечный огонь в СССР (огонь в Тульской области 1955 года рождения горел лишь несколько раз в году).В 1960 году от пламени Марсова поля зажгли другой вечный факел – на Пискаревском мемориальном кладбище, которое действительно для горожан стало сакральным местом: очень много ленинградцев потеряло в блокаду родных и друзей. Этот мемориал стал не столько «идеологическим» местом (хотя сюда возят официальные делегации и здесь по праздникам выступают с речами первые лица города), сколько знаком восстановленной справедливости – ведь правда о блокаде долго замалчивалась, а блокадный музей в Соляном городке даже был разгромлен. За все годы существования мемориала здесь не было случаев вандализма. Правда, в советское время милиция порой задерживала школьников: иностранцы бросали на газоны монетки, «чтобы вернуться еще раз», а предприимчивые юные валютчики их подбирали.
Нет в Петербурге и места, подобного московской Красной площади, с аурой царской и советской власти в одном комплекте. Цари здесь жили, но Зимний дворец на Дворцовой площади в сознании людей – это прежде всего Эрмитаж, а Александрийская колонна вызывает ассоциацию в первую очередь со стихами Пушкина. Здесь катаются на роликах и велосипедах, гуляют в белые ночи.
Колыбель же революции – Смольный, в общем, никогда не вызывал священного трепета. Память об Институте благородных девиц, находившемся здесь до Ленина, рождала фривольные анекдоты, убийство здесь Кирова вызвало к жизни не только страшный террор, но и частушку «Огуречики-помидорчики, Сталин Кирова убил в коридорчике». Был короткий романтический момент взятия Смольного и изгнания оттуда коммунистов 23 августа 1991 года. Тогдашний мэр Анатолий Собчак был против разгона обкома КПСС, но группа депутатов Ленсовета двинулась туда со своими сторонниками по личной инициативе и опечатала кабинеты. Охрана не оказала сопротивления, служащие обкома разбежались, над зданием вместо красного флага взвился триколор. Но этот эпизод почти забыт – особенно после того, как в Смольном обосновался Анатолий Собчак, вернувший на работу многих обкомовских тружеников.
Но бесспорная святыня у петербуржцев есть. Это город сам по себе, целиком, с литературными музеями и архитектурными шедеврами, со скромной часовенкой Ксении Блаженной и самым северным в мире буддийским дацаном, с «небесной линией», попытки нарушить которую высотной застройкой вызывают самые массовые городские протесты.
Санкт-Петербург