В Казани немного мест, которые можно было бы назвать идеологически сакральными. Это Казанский Кремль со всеми новостройками, включая мечеть «Кул Шариф». «Ирек майданы» (площадь Свободы по-татарски) с целым набором госучреждений и памятником Ленину, который по-прежнему как бы оберегает правительственный квартал. Национально-культурный центр «Казань», кстати, бывший ленинский же мемориал.
Вечный огонь у парка Горького с 30-метровой стелой и монументом, изображающим циклопических размеров голого гражданина, который лежит на животе, указывая при этом растопыренными перстами в сторону старинного Арского кладбища. В народе монумент называют «все там будем» и регулярно приезжают сюда фотографироваться до или после свадьбы, хотя изначально монумент был посвящён павшим в боях за советскую Родину и ни для каких церемоний, кроме советских номенклатурных торжеств, не предназначался.
С монументом и Вечным огнём ещё два года назад произошла неприятная история. Излюбленное место встреч и дружеских возлияний казанцев закрыли по причине строительства крупнейшей в Казани подземной парковки для фешенебельного торгового центра, выросшего на месте пыльного трамвайного парка и накрывшего всю скульптурную композицию своей исполинской тенью. Вечный огонь погасили. Монумент и стелу закрыли забором, чем сильно обеспокоили казанских стариков, привыкших собираться 9 мая именно здесь, а не в новостройке парка Победы на «Квартале» (так называются спальные районы города через Казанку).
Предполагалось, что статус-кво будет возвращён аккурат к очередной годовщине победы в 2013 году, однако не случилось. Сроки открытия перенесли на два месяца. Якобы из-за горгаза, который отказывался переключать сети до окончания отопительного сезона. Как объяснял газете «Вечерняя Казань» председатель Союза архитекторов Татарстана Виталий Логинов, зажигать Вечный огонь «пока всё не закончено» не советовал и президент республики. В итоге поминальное пламя вновь заполыхало у подножия стелы только летом с.г.
В казанском Кремле есть целая россыпь идеологически сакральных мест. От территории перед двумя дворцами президента Татарстана, где ещё в 70-х откопали захоронения многовековой давности, которые ныне объявлены Мавзолеем казанских ханов и накрыты стеклом для просмотра туристами, до памятного гранитного камня, посвящённого закладке мечети «Кул Шариф», утраченной, если верить здешним официальным историкам, во время взятия Казани царём Иваном IV. В граните, как и полагается, «отлит» текст указа беренче президенты (первый президент, по-татарски) Минтимера Шаймиева от 13 ноября 1995 года о строительстве мечети «в целях сохранения исторической преемственности». Как уже сообщала «НГ», (см номер от 28. 11. 12) среди части мусульманских богомольцев, приезжающих в Казань из других городов, распространялась традиция обходить памятный камень вокруг 7 раз, наподобие того, как правоверные обходят Каабу в Мекке. Впрочем, традиция, насколько не прижилась, и камень с текстом президентского указа богомольцы оставили в покое.
Национально-культурный центр (НКЦ) «Казань», он же бывший ленинский мемориал тоже можно назвать идеологически-сакральным местом. До сих пор местные власти проводят здесь различные официальные собрания. На небольшой зелёной площадке у самого входа в НКЦ «Казань» ещё в 90-е были установлены каменные фигуры, выполненные в стиле примитивизма – гигантские спирали, какие-то уродцы с балалайками, огромные монгольские головы, распластанные словно бы на асфальте дамы и т.д. Острословы окрестили всё это собрание «памятником жертвам мягкого вхождения в рынок», намекая на экономическую программу местных властей начала 90-х, столь же бессмысленную на взгляд острословов, сколь и скульптуры у входа в НКЦ.