В казаках воплотились патриотизм, державность и православие. Фото с сайта www.yuga.ru
Приметы регионального патриотизма в Сочи многослойны и эклектичны, как национальный и социальный состав его жителей. Верхний слой составляет субкультура кубанского казачества, милая сердцу губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Папахи, плетки, галифе, «с нами Бог» – без этого не обходится ни один официальный праздник с участием представителей местной власти. Ткачев позиционирует Краснодарский край как оплот патриотизма, державности и православия. И неоказачество как зримое воплощение этих традиционалистских ценностей подходит идеально.
Потому патриотическое воспитание юных сочинцев ведется с соответствующим колоритом: с 2007 года в городских школах учреждены казачьи классы, в Сочи их насчитывается 14. Так называемых казачат в первом классе приводят к присяге, затем они учатся по специально разработанной программе. Она предполагает углубленное изучение истории и культуры родного края, казачества, а также дополнена особыми занятиями. Под руководством куратора-казака дети занимаются спортом, начальной военной подготовкой, а также изучают традиционные кубанские ремесла. Обязательным для учеников казачьих классов является также предмет «Основы православной культуры».
Сочинские дети, которые учатся в неказачьих классах, в обязательном порядке изучают предмет «Кубановедение», в нескольких школах дополнительно преподают «Сочиведение». Содержимое курсов – углубленное изучение природы, географии, истории и культуры Краснодарского края и Сочи соответственно.
Следующим слоем локальных патриотических фетишей в последние годы стала, конечно же, олимпийская символика. Глава города Анатолий Пахомов очень любит называть себя олимпийским мэром. Правила МОК запрещают прямо использовать графические символы Олимпиады всем, кроме официальных партнеров. Однако запрета на употребление соответствующей терминологии в устной и письменной речи нет, поэтому практически весь поток информации, исходящий из мэрии, так или иначе касается олимпийской тематики. Даже традиционное новогоднее обращение мэра к горожанам почти полностью состоит из отчетов о том, сколько построено объектов в рамках «олимпийской программы», сколько еще предстоит построить, и призывов к сочинцам «немного потерпеть».
Уходящей натурой становится последний символический слой, единственный действительно местный из всех перечисленных. Исторически город является всероссийской здравницей, и это отображено в его названии, которое полностью звучит как «Муниципальное образование город-курорт Сочи». Важность для Сочи курортной составляющей запечатлена и на его гербе, где изображены море, горы, солнце, пальма и чаша с огненной водой – символ сероводородных мацестинских источников (с них началась история города как лечебного курорта). Теперь же фотографии олимпийских стадионов вытеснили из информационного поля традиционные для Сочи открытки с видами побережья, величественными зданиями железнодорожного вокзала, морпорта и санаториев, построенных в стиле сталинский ампир. Точно так же олимпийские стройки вытеснили с пляжей и улиц Сочи расслабленных курортников, которых каждое лето приезжает все меньше. Местные жители надеются, что это временно. Хотя некоторые знаковые для сочинцев виды и ландшафты утрачены навсегда и теперь существуют только на старых картинках.
Сочи