Памятник Минину и Пожарскому – сакральное место для нижегородских властей. Фото с сайта www.admgor.nnov.ru
Три кита регионального патриотизма в Нижегородской области – это Минин, олень и хохлома. Причем памятник Минину и Пожарскому стал для властей почти сакральным местом. Там, где когда-то собиралось ополчение, теперь перед выборами проходят мероприятия «Единой России». Оппозицию туда не допускают. Единороссы даже обвиняли коммунистов в том, что в советские годы они осквернили могилу Минина и теперь не имеют никакого права на героя. Каждый год летом от памятника стартует велопробег «Дорогой Минина». В этом году в нем участвовало рекордное количество человек – около 1200. А прошлой зимой на центральной в Нижнем Новгороде площади Минина была вырезана сложная ледовая композиция: лидер ополчения созывает народ на борьбу с иноземцами.
Также пару лет назад Нижегородский педуниверситет переименовали в Мининский университет. При этом вуз ухитрился тихо потерять приставку «имени Горького», которую носил еще в советские времена. А когда нижегородские законодатели обратились к президенту с просьбой присвоить Нижнему Новгороду звание города-героя, они, конечно, тоже сослались на Минина. И даже местные татары увидели в этом персонаже символ собственного национального патриотизма и выступили с исторической гипотезой, что Кузьма Минин был крещеным татарином Киришей Минибаевым.
При этом князь Пожарский в Нижегородской области не в почете. Правда, после того, как два года назад было отпраздновано 400-летие ополчения, и образ Минина стал постепенно терять харизму.
Олень, украшающий нижегородский герб, – тоже признанный предмет региональной гордости. Но в отличие от Минина вневременный и лишенный политической конъюнктуры. Во многом это и анекдотический патриотический символ. Еще в XIX веке «загулять под веселой козой» означало зависнуть в нижегородских трактирах. А в последние годы вокруг оленя в Нижнем Новгороде разгорались горячие потешные депутатские прения: стоит ли добавить геральдическому зверю количество отростков до восьми (по числу городских районов) или оставить животное в покое. Экскурсоводы же во время городских прогулок рассказывают туристам байки, что олени спасли Нижний Новгород, как гуси Рим.
Хохломой же в Нижегородской области раскрашивают разные сувениры. В том числе и официальные, например, подарки президенту.
О ревнивом патриотическом настрое нижегородцев свидетельствует затяжная кампания по присвоению городу звания Третьей столицы России. Именно такое неформальное название еще в 90-е самовольно дал Нижнему тогдашний губернатор Борис Немцов. Однако в нулевые годы этот коммерческий бренд зарегистрировала Казань, и Нижний Новгород остался ни с чем. Потеря столичности ознаменовалась скандалом в местной прессе и судебной тяжбой с Татарстаном. Кроме этого, нижегородцы неофициально дарили своему городу и другие почетные звания – культурной столицы, кармана России, российского Детройта.
Еще лет 100 назад нижегородцев можно было легко узнать по окающему говору. А также по часто употребляемому междометию чай. Современные нижегородцы скорее якают: их безударные «я» часто не менее выразительны, чем ударные. Кроме этого, жители региона невольно выдают себя, специфически называя время. Например, «без десять пять», или «без двадцать девять».
Нижний Новгород