Красноярский регионал-патриотизм в начале 2000-х годов прогремел на всю страну. Война местной элиты с «чужаками» из команды губернатора Александра Лебедя заставила красноярских интеллектуалов решать сложную идеологическую задачу оформления своих взглядов в одну платформу. Такой платформой для красноярцев стала идеология местного движения «Наши», отличительной особенностью которого стала его надпартийность. В «Наших» уживались и демократы, и левые, и национал-патриоты.
Лидером красноярских патриотов стал спикер Заксобрания Александр Усс, который ввел в широкий обиход выражения «красноярский народ» и «партия красноярцев». Они прижились в политическом лексиконе краевой номенклатуры, хотя сегодня употребляются с легкой самоиронией. Любопытно, что несмотря на то, что «Наши» как политический проект был закрыт после губернаторских выборов 2002 года, его отцы-основатели каждый год 23 декабря собираются около символа Красноярска – часовни Параскевы Пятницы, чтобы отметить годовщину создания объединения.
«Идея «Наших» не спекулятивная. Она вечная. Свои и чужие были и будут всегда, – заметил как-то в разговоре с «НГ» председатель краевого парламента. – После нашего успеха на выборах в Заксобрание ко мне приезжали влиятельные политики из других регионов, которые предлагали распространить красноярский опыт на всю страну, создав общероссийскую партию типа «Наших». Местный патриотизм находится сейчас в подполье и требует выхода на поверхность».
По сравнению с теми уже легендарными временами сегодняшний регионал-патриотизм на берегах Енисея выглядит не столь ярко. «Красноярцы всегда объединяются в минуту опасности, а в мирные времена эта солидарность куда-то исчезает, – говорит один из основателей «Наших», депутат Заксобрания, эсэр Олег Пащенко. – Сегодня тема регионального патриотизма ушла в краеведение, в какие-то учебные программы, но если грянет набат и появится харизматичный лидер, который способен предложить красноярцам консолидирующую идею, не исключаю, что мы еще увидим второе рождение «Наших».
По мнению экспертов, актуальность регионального патриотизма тесно привязана к социально-экономической ситуации. «История четко показывает, что он актуализируется, когда в регионе или очень плохо, или очень хорошо, – полагает доктор культурологических наук, профессор Красноярского государственного педуниверситета Андрей Зберовский. – Сейчас в крае ситуация средненькая, поэтому тема регионального патриотизма не на первом плане».
Красноярцы достаточно четко отделяют себя даже среди сибиряков, исповедуя определенный «центропупизм». В Красноярске очень ревниво следят за успехами соседей, особенно новосибирцев, полагая, что настоящая, а не официальная столица Сибири находится не на берегах Оби, а на берегах Енисея. При этом с консолидацией в регионе дела обстоят неважно. Практически любые значимые проекты вроде Универсиады-2019 года или строительства кафедрального собора раскалывают красноярцев на разные лагеря.
Интересно, что исследования особенностей красноярского характера подтверждают его специфику на фоне других сибиряков. «Я провел несколько социологических исследований на эту тему, которые выявили у красноярцев очень интересную специфику, – рассказал «НГ» политолог Юрий Москвич. – Во-первых, 44% опрошенных в трудной ситуации рассчитывают на собственные силы и только 14% – на помощь государства. Во-вторых, достаточно высока доля тех, кто готов работать в команде с другими. В-третьих, лишь 4% хотят уехать из края. Остальные связывают свое будущее с родным регионом. Эти цифры сильно отличаются от общероссийских и говорят о высоком уровне самостоятельности красноярцев».
Красноярск