Область очень часто ассоциируется с горнозаводским сектором и промышленными центрами и соответственно связанными с ними брендами. По всей стране известно второе имя областного центра – Танкоград. Имидж региона также связан с легендарной златоустовской сталью или магнитогорским металлом. По мнению экспертов, эти бренды удачно складывались в формулировку «Урал – опорный край державы». Именно такими словами характеризовался Челябинск в годы Великой Отечественной войны и после нее.
В то время в областной центр на Челябинский тракторный завод были перевезены цеха Кировского завода из Ленинграда. Из-за выпуска танков Т-34 город получил второе название – Танкоград. Политолог Андрей Лавров сообщил «НГ», что все вышеперечисленное – традиционные символы Южного Урала. «Но сейчас в регионе происходит поиск новых символов, преимущественно в сфере туризма, – сказал «НГ» Лавров. – Обилие озер и гор стало поводом для того, что многие уже называют регион «Уральской Швейцарией». В России достаточно широко известны такие центры, как «Абзаково», «Аджигардак», «Солнечная долина», «Завьялиха», озеро Банное.
Резкой смене узнаваемости региона в феврале с.г. поспособствовал осколок метеорита (см. «НГ» от 15.02.13). С этого дня Южный Урал для всего мира стал «местом, где упал метеорит». Осколок болида весом более 500 кг уже подняли со дна озера Чебаркуль и поместили в местный краеведческий музей. Теперь редко когда область упоминается вне контекста небесного тела. Недавно губернатор Михаил Юревич был в студии федерального канала, где в том числе рассказал и про бренды региона, и про их влияние на область в целом. «Метеорит – это все-таки бренд, несмотря на то, что, когда он упал, многие испугались, – сказал Юревич. – Его и назвали – метеорит «Челябинск». Когда территория становится известной в мире и даже знаковой, становится проще работать с теми же инвесторами, например». Теперь туристы, среди них и иностранные, в свои маршруты обязательно включают поход в краеведческий музей Южного Урала, чтобы посмотреть на метеорит «Челябинск». Недавно в городе гостили солисты популярной группы Arabesque, которым сотрудники музея разрешили прикоснуться к метеориту.
С тем, что осколок болида стал брендом, согласны и ученые. Астрофизик из США, ведущий аналитик группы спутника «Суоми» NASA, уроженец Южного Урала Николай Горькавый поделился идеей: сделать метеорит символом областного центра. «У меня возникла идея создать символ города, знаковый комплекс, который мог бы войти в десятку туристических брендов мира, наравне с Эйфелевой башней в Париже и статуей Свободы в Нью-Йорке, – сообщил Горькавый. – Можно создать макет суперболида, того, который пролетел над областью». По замыслу ученого – это будет 18-метровый памятник размером с шестиэтажный дом, возле которого сможет сфотографироваться каждый турист.
Сами челябинцы в организованном областными властями конкурсе «Стань знаменитым с метеоритом» выбрали в качестве места для символа экстрим-парк, макет которого предложил житель региона Виталий Калмыков. По замыслу автора, предлагается построить паркур-парк для любителей экстремального спорта. Размер площадки – 25 на 25 м. В центре будет размещен памятник метеориту, вокруг которого расположатся десятки профессиональных элементов для занятий паркуром. Комплекс объединит многочисленные турники, стенки и приспособления для прыжков. Парк расположится возле памятника Курчатову в Челябинске.