По данным прокурора края Михаила Савчина, в прошлом году было выявлено 8831 преступление с коррупционной составляющей. Все чаще прокуратура выявляет факты, имеющие признаки конфликта интересов на государственной и муниципальной службе – лидируют здесь муниципалы. В декабре прошлого года фигурантом уголовного дела стал Борис Золин, глава Лесосибирска. Ему инкриминируется вымогательство и получение взяток. Их общий объем следователи оценили в 1,8 млн руб. В июле был вынесен приговор экс-главе Уярского района Владимиру Соломатову, который был признан виновным в вымогательстве взяток. Он приговорен к трем годам лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности. В конце октября в доме главы Манского района Сергея Белоножкина полицейские провели обыск. Чиновников этого муниципалитета сейчас проверяют на причастность к хищениям бюджетных средств.
«НГ» неоднократно писала о начавшемся в июне самом громком процессе последних лет, в котором в качестве главного обвиняемого выступает экс-министр промышленности и энергетики края Денис Пашков (см. «НГ» от 20.06.13). Экс-чиновника обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере и хищении 29 млн руб. из бюджета. Споры в суде продолжаются уже пятый месяц, в качестве свидетелей выступают действующие министры и депутаты Заксобрания края.
Правда, не все громкие дела доходят до суда. Так и не услышала красноярская общественность имена виновных в пропаже бюджетных миллионов, выделенных на строительство молокозаводов (см. «НГ» от 25.03.13).
По мнению представителей депутатского корпуса, позитивную роль в активизации борьбы с чиновничьими злоупотреблениями сыграла ротация глав силовых ведомств региона. «Мне приходится часто общаться с руководителями разных правоохранительных органов по вопросам, связанным с беспределом чиновников на местах, и могу ответственно заявить, что нынешние громкие дела – во многом личная заслуга первых лиц этих ведомств, – считает депутат Заксобрания Владислав Зырянов. – Эти люди были недавно назначены на свои посты, они ничем не связаны с краевой номенклатурой».
Наблюдатели считают, что речь идет не о кампанейщине, а о системной чистке. «События последних лет показывают, что в крае практически не осталось неприкасаемых. Силовики ловят за руку не только муниципальных служащих, но и чиновников краевого масштаба, – говорит политолог Андрей Копытов. – Что немаловажно: большинство громких дел доходят до суда и многие обвиняемые получают реальные сроки. Хотя если спросить население, то оно все равно будет не удовлетворено. Это известный эффект, когда хочется быстро навести порядок, но такое возможно только в сказках».
Красноярск