0
4713
Газета НГ-Политика Интернет-версия

17.09.2013 00:01:00

Точечная либерализация

Николай Петров

Об авторе: Николай Владимирович Петров – член научного совета Московского центра Карнеги.

Тэги: выборы, москва, собянин, навальный, оппозиция


выборы, москва, собянин, навальный, оппозиция Иллюстрация Вадима Мисюка

Прошедшие выборы дают не так много оснований для оптимизма. Другое дело, что эти основания в большинстве своем находятся там же, где и комментаторы – в Москве, отчего и тон анализа оказывается в целом позитивным.
Попробуем сравнить две чаши весов: на одной будут истории успеха общества на прошедших 8 сентября выборах, на другой – то, что не получилось или стало хуже.
1.    Победы кандидатов от оппозиции на выборах мэров Екатеринбурга и Петрозаводска. Успех кампании Алексея Навального в Москве. Вхождение многих активистов в Москве в сформированные недавно УИКи, обеспечивающее больше контроля и прозрачности.
2.    Дальнейшее ослабление всех без исключения партий и партийной системы в целом. Активное использование Кремлем партий-спойлеров. Работа муниципальных фильтров по недопущению сильных кандидатов и сдвиг избирательной кампании в лето. Массированное отстранение кандидатов и списков в ходе кампании. Ярославская модель грязной и жесткой кампании на фоне усталости избирателей.
Простое сравнение этих заведомо неполных списков показывает, что позитив, связанный с успехами, точечный, а негатив системный; и негатив заметно перевешивает позитив.
За разговорами о новой «конкурентной» модели Вячеслава Володина и о «великодушии» мэра Сергея Собянина, велевшего передать паре кандидатов по его выбору подписи муниципалов, необходимые для регистрации, остается незамеченным отношение к муниципальным фильтрам и намеренному сдвигу избирательной кампании в лето как к абсолютно неприемлемому электоральному инжинирингу со стороны власти. Между тем опыт нынешних восьми и прошлогодних пяти губернаторских кампаний, стопроцентно выигранных действующими руководителями регионов, в том числе и назначенными под выборы, свидетельствует о том, что широко разрекламированное возвращение прямых выборов глав регионов – это просто внутриэлитные договоренности между Центром и региональными элитами, когда сначала элиты выбирают, а потом граждане голосуют.
Губернаторские выборы: 10:0 в пользу действующих глав
Губернаторские выборы проводились в восьми регионах: Москве и Московской области, в Хакасии, на Чукотке, в Хабаровском и Забайкальском краях, Владимирской и Магаданской областях. Еще в двух регионах – Дагестане и Ингушетии – главы наделялись полномочиями парламентами по представлению президента. Во всех случаях без исключения, где более, а где менее «триумфально» избрались действующие главы. В Московской и Владимирской областях, в Забайкальском крае за несколько месяцев до выборов произошли замены глав, в остальных случаях, включая Москву с досрочными выборами, главы избирались на новый срок. В двух из них – во Владимирской области и в Забайкальском крае – изначально намечалась некоторая интрига, поскольку команды старых губернаторов намеревались дать бой назначенцам-варягам, но Кремль жестко пресек раскол в элитах, и сильные кандидаты от «старой» власти ни во Владимире, ни в Чите зарегистрированы не были. В известной степени сходной могла оказаться и ситуация в Москве, где к лидеру «Гражданской платформы» миллиардеру Михаилу Прохорову могли бы примкнуть остатки команды прежнего мэра Юрия Лужкова. Ни Прохоров, однако, ни «Гражданская платформа» участия в московских выборах не приняли, и роль консолидированного протестного кандидата на московских выборах стал играть А. Навальный. Он был зарегистрирован с помощью подписей муниципальных депутатов от ЕР и по прямому призыву действующего мэра Сергея Собянина. Аналогичным образом был зарегистрирован другой кандидат от оппозиции на выборах губернатора Московской области, где, так же как и в Москве, по всем опросам инкумбент побеждал с большим отрывом. При этом весьма сильный кандидат Глеб Фетисов от «Альянса зеленых Народной партии» собрать необходимого числа подписей ни в Москве, ни в Московской области не смог. Два упоминавшихся кандидата от контрэлиты – во Владимире и в Забайкалье – хотя и собрали необходимое число подписей муниципальных депутатов, не были зарегистрированы по другому положению закона, дающему простор для манипуляций: муниципальный депутат вправе поддержать лишь одного кандидата и в случае, если вдруг оказывается, что ранее он уже отдал подпись в пользу того же инкумбента (задним числом действующему губернатору получить такую подпись не составляет труда), его подпись в пользу другого кандидата аннулируется.
На выборах 2013 года, таким образом, Кремль пошел на точечную либерализацию там, где не боялся риска серьезной конкуренции основному кандидату и при этом хотел повышения легитимности его избрания.
Товарищ Долгих, в 88 лет ставший сенатором, привлек внимание к проблеме обновления сенаторского корпуса в связи с выборами. По правде говоря, я, как, наверно, и многие избиратели, не обратил внимания на тройки кандидатов в сенаторы, обнародованные каждым кандидатом, хотя тот же список Собянина был, очевидно, рассчитан на расширение электоральной базы… Москва в очередной раз показывает непродуманность осуществляемых властью «реформ» путем доведения их до абсурда.
Партий много, но не
хороших и не разных
Наш партийный ландшафт напоминает пустыню с парой старых поломанных баобабов и одиноко торчащими кактусами. При этом число партий, принявших участие в выборах, зашкаливало за 50 – в среднем 17. Четыре на регион на выборах в ЗС. В условиях довольно низкой явки, блатного места в самом верху списка партий-участниц и откровенного спойлерства со стороны фиктивных партий богдановского пула «Единая Россия» всюду лидировала с результатом около 40–45%.
По итогам выборов всего две партии прошли в парламенты Башкортостана и Кузбасса, и то почти символически; по три партии оказались в парламентах Чечни, Ивановской, Ростовской и Ульяновской областей. Больше всего партий – по 5 – в парламентах Архангельской, Смоленской и Ярославской областей, в остальных регионах – по 4.
Из думских партий в два парламента – чеченский и кузбасский – не прошла КПРФ; в четыре – ЛДПР, в семь – «Справедливая Россия». Из новичков по две победы у «Гражданской платформы» и «Патриотов России», по одной у «Родины», «Коммунистов России», РПР–ПАРНАС.
Для того чтобы идти против воли Кремля, необходимы надежные политические лонжи.  	Фото PhotoXPress.ru
Для того чтобы идти против воли
Кремля, необходимы надежные политические лонжи.      
Фото PhotoXPress.ru
Выборы показали одряхление старых думских партий, которым, однако, никто не идет на смену, вернее, никому не дают идти. Смотрины новых партий на замену слабеющим и стареющим фактически не состоялись. Наиболее заметными кандидатами здесь были «Гражданская платформа» справа и «Патриоты России» слева. Их с готовностью стали использовать как замену ЕР местные элиты и контрэлиты, для которых это стало и способом внутриэлитной конкуренции, и отчасти exitstrategy. По ходу кампании власти, по-видимому, испугались повального бегства местных элит из ЕР и застопорили процесс.
Впрочем, дело даже не столько в том, много ли партий и их фракций в региональном ЗС – пусть в конце концов решает избиратель. Дело в том, с чем партии приходят в ЗС и что могут реально там делать.
Фиаско социологии?
Социологи, как многие считают, в том числе и внутри самой их корпорации, на этих выборах провалились. Особенно в Москве, где они не угадали явку, занизили результат Навального и завысили Собянина. Представляется, что резкий разрыв между прогнозами и результатом говорит лишь о том, что резко уменьшился уровень фальсификаций и, стало быть, переводные коэффициенты для конвертации ответов определившихся респондентов в прогнозируемые результаты стали другими. Добавьте мысленно Собянину еще полстолько, как это делалось в 2012-м в отношении Путина на участках без контроля наблюдателей, соответственно прибавьте явку, и получится примерно то, что предсказали на этих выборах в Москве социологи.
Иными словами, с московскими результатами социологи ошиблись по одной простой причине: они заложились на уровень фальсификаций 2012 года, когда и явка, и результат Путина накручивались «почти честными» способами, а сейчас все было иначе. Несмотря на отсутствие массовых наблюдений со стороны разгромленного под выборы «Голоса», Москву гражданские активисты, ставшие не только наблюдателями, но и во многих случаях членами участковых избирательных комиссий, уже почти отвоевали. Теперь там вместо волшебника Чурова снова воцарился старик Гаусс, и социологи могут спокойно делать прогнозы на базе уже нынешних выборов.
Низкая явка – это во многом результат сознательной политики власти не только на московских выборах, но и с единым днем голосования. Если вы специально хотите, чтобы кампания пришлась на лето, чтобы люди ее не заметили и по возможности не пришли, то вы должны быть готовы к тому, что явка будет очень низкой. Собственно, власть не просто была к этому готова – она на это и рассчитывала. Дело в том, что при низкой явке голосует главным образом базовый электорат – пенсионеры, поддерживающие власть при любой погоде. Сейчас же получилась осечка просто потому, что кампании Навального удалось противопоставить пассивной провластной мобилизации свою активную, протестную.
И многие из голосовавших за Навального делали выбор в его пользу, не имея в виду, что он лучше Собянина будет класть плитку или сажать деревья, они имели в виду совсем другое. И здесь сама тактика собянинской кампании – позиционирование его как хорошего хозяйственника, а не политика – скорее сыграла против него, чем за него. ВП в этом смысле прав: мало кто голосовал против Собянина лично, голосовали против Путина и его системы, представителя которой, и не худшего, видели в Собянине.
Феномен Навального
Главная история успеха сентябрьских выборов – это Навальный, который уже состоялся как яркий политик нового типа и нового поколения. Он, подобно ледоколу, проторил дорогу для многих последователей на следующих выборах, стал образцом для подражания. И у Кремля голова теперь должна болеть не только по поводу того, что дальше делать с самим Навальным, но и как отбить охоту другим последовать его примеру. Перевод протестной энергии в позитив и конструктив.
Между тем высокий результат Навального и хорошие политические перспективы делают его привлекательным для бизнес- и политических элит. Многие представители бизнеса уже выступили публично с поддержкой Навального по ходу кампании, и процесс этот уже не остановить. Вдобавок Навальному удалось построить эффективную избирательную машину с креативным штабом и 15 тыс. волонтеров, которая в преддверии выборов 2014 года в Мосгордуму будет только набирать обороты. Расчет Кремля на то, что досрочное избрание Собянина существенно облегчит задачу выборов в Мосгордуму, оправдался с точностью до наоборот: облегчит, но не Кремлю с Собяниным, а Навальному.
Вместо того чтобы поставить в Москве жирную точку в истории политических протестов и облегчить себе жизнь на обозримую перспективу, Кремль усугубил и без того нелегкое свое положение. Московская история только началась, и то, что меньше чем через год здесь предстоят новые выборы, означает, в частности, что Навальный и его команда могут развивать успех дальше, конвертируя его высокий личный результат в создание сильной фракции в Мосгордуме на выборах следующего года.
Что дальше?
Московские выборы, похоже, поломали Кремлю всю игру, отбросив Путина в май прошлого года. Тогда Кремль вместо политической модернизации сделал выбор в пользу усиления давления на активную часть общества, дабы сбить протестную волну. Повторить эту не увенчавшуюся успехом стратегию сейчас, даже если есть на то желание, невозможно в силу как усиливающихся финансовых проблем, так и имиджевых соображений в канун сочинской Олимпиады. Остается политическая модернизация, но какая?
Большой серии досрочных губернаторских выборов в регионах мы можем теперь и не увидеть. Менее вероятными стали и досрочные выборы Госдумы. В отношении ЕР, похоже, никаких резких движений не будет – Кремль, похоже, не будет предпринимать в отношении этого партпроекта специальных усилий ни «за», ни «против». ОНФ и не делает ее заменой – Фронт удобен тем, что никакой ответственности за происходящее он не несет, а форму и цвет его можно варьировать в зависимости от предпочтений сегодняшнего избирателя. ЕР с проводившимися ею повсеместно праймериз выборы определенно пошли на пользу, не исключено даже, что при определенном стечении обстоятельств она сможет превратиться в настоящую политическую партию. Жесткое давление на «Гражданскую платформу» показывает, что Кремлю не нужны никакие ее возможные наследники.
Важны выборы и для общества прежде всего как история успеха в Москве (протест не «слился»), как урок проактивного, а не реактивного участия, преодоление страха и со стороны политиков, и со стороны бизнеса, который готов оппозиционных политиков поддерживать.
Итак, выборы в России постепенно возвращаются, начиная с самых крупных и продвинутых постиндустриальных городов. То, что мы наблюдаем сейчас, – это, по выражению Владимира Гельмана, появление трещины в стене электорального авторитаризма, никак не разрушение стены. И электоральный авторитаризм делает все, чтобы если стена рухнет, не было бы ничего, обеспечивающего поставторитарное политическое развитие, чтобы оставить после себя выжженную землю. Но, во-первых, возможности его уменьшаются, а во-вторых, общество начинает играть все более активную роль, подталкивая власть. Можно надеяться поэтому на коэволюцию власти и общества.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Дональд Трамп требует от БРИКС валютных обязательств

Ольга Соловьева

Китай поучится у России обходить западные санкции

0
1492
В арсенале мер Центробанка остались интервенции

В арсенале мер Центробанка остались интервенции

Анастасия Башкатова

Обвал рубля назван кратковременным дисбалансом

0
1195
Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Верховный суд обеспечил контингентом семь российских тюрем

Екатерина Трифонова

Злостных нарушителей можно неоднократно отправлять из колоний на самый строгий режим

0
1128
"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

"Единую Россию" настроят на конституционное большинство в Госдуме-2026

Иван Родин

Политика "сплочения вокруг флага" оборачивается привычным сценарием электорального авторитаризма

0
1066

Другие новости