Говорить о каких-то видимых или невидимых центрах управления городом и политической ситуацией в нем сейчас не решаются ни эксперты, ни политики. Если при предыдущих главах города пресса и кулуары были полны весьма таинственных слухов о том, кто определяет политику, то сейчас можно услышать разве что о православных или казачьих контактах действующего губернатора Георгия Полтавченко. Впрочем, не строятся даже конспирологические версии тех или иных событий.
В этом плане прошлые правительства Петербурга вызывают нечто вроде ностальгии или тоски по прежней политической романтике. Притом что сегодняшнее руководство характерно появлением целой плеяды москвичей на ключевых постах, тема «варяжского нашествия» не так остра, как раньше. В первый раз она всплыла в незапамятные 1990-е, когда решалась судьба первого и последнего мэра города Анатолия Собчака (потом главы городской власти были уже губернаторами). За спиной его победившего конкурента Владимира Яковлева видели московские фигуры, среди которых были Юрий Лужков, Александр Коржаков и Олег Сосковец. В команде Яковлева появлялись загадочные персоны вроде советника Сергея Давитая, который, помимо политтехнологий, славился использованием разной магической практики. Имя политтехнолога Алексея Кошмарова тогда тоже было притчей во языцех.
Валентина Матвиенко когда-то вернулась в город не без помощи «варягов». Вблизи ее предвыборного штаба мелькали самые разные фигуры вроде галериста Марата Гельмана или поэта Дмитрия Быкова. Тогда она позиционировалась как либеральный политик, но первая попытка попасть в петербургские губернаторы закончилась ничем – после замеров общественного мнения она была отозвана Владимиром Путиным. А на выборах петербургских депутатов замелькали команды политтехнологов из самых неожиданных регионов, например, из Костромы. С появлением Северо-Западного федерального округа и полпредства некоторое время часть предвыборной работы курировалась оттуда (полпредом некоторое время была та же Матвиенко).
Поскольку сейчас выборов в Петербурге нет – особых подковерных баталий и связанных с этим историй тоже нет. Правда, близится 2014 год с масштабными муниципальными кампаниями. Но территории этих округов так малы и возможные бюджеты кампаний так невзрачны, что пока нет заметных дискуссий или сенсаций на эту тему.
Санкт-Петербург