В 2011 году Сидоров пришел на выручку Дарькину, стремительно терявшему авторитет у Кремля. Приморскую внутреннюю политику тогда курировал выходец из «Имидж-контакта» Александр Шемелев, предпочитавший «бить оппозицию». Сидоров же занялся выборной кампанией в Госдуму и краевой парламент, в которой региональное отделение ЕР потерпело фиаско. Во Владивостоке в четырех из шести одномандатных округов победили коммунисты, а по краю партию поддержали лишь 30% избирателей. После провала Сидоров исчез из Приморья, Шемелев уволился из администрации, а следом за ними в добровольно-принудительную отставку ушел и Дарькин.
В администрации назначенного в марте 2012 года губернатора-варяга Владимира Миклушевского внутренней политикой по статусу занимается вице-губернатор Александр Ролик, ранее возглавлявший территориальный Минюст. Профильное управление курирует Анастасия Хомутова, работавшая в Дальневосточном федеральном университете.
По мнению политологов, отличие Дарькина от Миклушевского в том, что первый выстраивал систему управления, а второй выступает пока в роли пиар-менеджера, озабоченного больше собственным рейтингом. Влияние на формальных лидеров, отвечающих за внутреннюю политику, оказывают представители масс-медиа, консалтинговых структур, политической элиты регионального и федерального уровней. Стоило президенту России Владимиру Путину намекнуть главе региона, собравшемуся выделять по 10 соток бесплатной земли приморским семьям, на его «жадность» – тот моментально перестроился, предложив увеличить размеры наделов. При этом законопроект уже прошел первое чтение в краевом парламенте.
«Серым кардиналом» краевой администрации считается советник губернатора, политтехнолог Илья Митькин. Он же курирует выборные кампании в регионе. Но его авторитет стал ослабевать: глава края пытается вносить собственную лепту в принятие решений, что показал, к примеру, отбор кандидатов от ЕР на выборы главы Хасанского района. Миклушевский вопреки рекомендациям поставил на малоавторитетного главу районной Думы.
По мнению политолога Виктора Бурлакова, внутренняя политика в Приморье превратилась в прикладную дисциплину: «Если ее прежние кураторы, Сидоров и Шемелев, определяли политический расклад сил и пытались решать конфликты внутри региональных элит, то нынешние делают это слабо из-за неопытности, отсутствия ресурсов и не всегда доводят задуманное до цели».
Администрация не может уладить застаревшие внутренние конфликты в протестном Дальнегорске, безвластном Большом Камне и Партизанске, где на последних выборах главы города победил коммунист. «Противоречия устраняются или жестко, или топорно, компромисс находится не путем переговоров, а давлением», – резюмирует эксперт.
Владивосток