Плакат времен Парижской Весны-68: «Будь молодым и помалкивай» (на фоне тени Шарля де Голля). Фото из архива Национальной библиотеки Франции
Запрещается запрещать. Под этим колоритным лозунгом прошли майские события во Франции в 1968 году. События 40-летней давности сделали западную цивилизацию иной, сформировали совершенно другую основу отношений между обществом и государством, между гражданами страны, между людьми планеты. Подобной солидарности Европа не видела со времен революций 1848 года, появилось ощущение, что начинается масштабная мировая молодежная революция.На фоне студенческих волнений мая 1968 год и парижских выступлений трехлетней давности совершенно спокойной и маловразумительной выглядит реакция российской молодежи на существующие в стране вопиющие социальные различия в уровне доходов, в социальной дифференциации общества, в самой политической организации общества и т.д.
В настоящей статье мы попытаемся озвучить самые смелые и интересные лозунги и граффити мая 1968 года и придать им современное наполнение.
Начнем с классического:
«Посетите СССР, пока он не посетил вас»
В Советском Союзе в среде партийных функционеров царила растерянность. События в Париже не вписывались в классическую марксистско-ленинскую модель предреволюционных ситуаций. Французская коммунистическая (ФКП) осудила «бунтарей», заявив о том, что «леваки, анархисты и псевдореволюционеры мешают студентам сдавать экзамены». Советские дипломаты постоянно обменивались информацией с руководством ФКП, но оценить по достоинству и реально события не смогли. Не напоминают ли нам эти события на Болотной площади? Власть растеряна, не оценила масштабы и глубину события, а потом последовало традиционное репрессивное наступление.
Напомню – применение через три месяца после этих событий Вооруженных сил СССР и Варшавского договора в Чехословакии не вызвало серьезных демаршей со стороны НАТО и Запада. Классический пример, как СССР «посетил их».
«Рабочий! Тебе 25 лет, но твой профсоюз из прошлого века»
В студенческих волнениях принимали активное участие рабочие заводов Renault, бастовали 20 млн. (!) человек. Профсоюзы поддерживали смутьянов. Многие проблемы современной молодежи в России продолжают накапливаться и порождают новые ввиду беспрецедентной бездельности студенческих профсоюзов и соответствующих на производствах. Следует признать – мы ощущаем сильнейший профсоюзный кризис. Демонстрация 1 мая превратилась в пустой развлекательный митинг лояльности профсоюзов к нынешней власти. Профсоюзы низведены до уровня «пятого колеса» российской государственности. Апатия нынешней молодежи является естественной и прогнозируемой. «Нет креативных альтернативных профсоюзов – нет креативных и требовательных студентов и молодых рабочих».
«Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки»
Французские студенты устали от государственной монополии на телевидении и радио (свободными были только печатные СМИ). В современной России наблюдается сильнейший кризис на телевидении (очень мало рейтинговых молодежных программ), по объективным причинам упал тираж ангажированных СМИ, значительно выросло интернет-сообщество (аудитория в основном молодежная). Информационное пространство не отвечает материальным, культурным и социальным ожиданиям российской молодежи. Несколько сфер повседневной жизни остались исключительно молодежными: спорт (футбол, хоккей, баскетбол и т.д.), дискотеки и клубная жизнь, рок-концерты и эстрада, но на фоне реального понижения уровня жизни падает спрос и на эти традиционные «забавы». Уныние, тоска и одиночество.
«Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД»
Май 1968 года позволил традиционному обществу решить нетрадиционными методами проблему ухода от решения – через наркотики. Для бунтующих студентов это кайф, свобода, ощущение независимости. Западное общество вынуждено было адаптироваться к этому явлению.
В России проблема наркотизации молодого поколения превращается в большую государственную задачу. Понижается нижний возрастной уровень употребления, наркотики перешагнули школьный порог и «вошли» в школу, техникумы и ПТУ, армия и вузовские коллективы испытывают на себе все «прелести» наркотизации молодого поколения. Лозунг французской молодежи мая 1968 года прижился у нас в стране. В.И. Ленин пророчески предрекал: «Россия всегда носила прошлогодние шляпки Европы».
«Франция для французов – фашистский лозунг!»
Этот девиз придумали студенты факультета политических наук в Париже. «Алжирский синдром» во Франции вызвал к жизни радикальные политические лозунги, а здравомыслящая демократическая французская интеллигенция решительно воспрепятствовала претворению этих лозунгов в жизнь. Современные лозунги наших ультра – вчерашний день фашистских экстремистов во Франции. Ряды националистов и фашистов в России пополняются молодыми людьми различной политической ориентации. Ультрарадикалам свойственны эпатажные формы самовыражения, они не аполитичны, чрезмерно активны и оказывают заметное влияние на элиту страны. Всевозможные фан-клубы, байкерские объединения, общественные организации находятся в поле зрения пресс-служб наших лидеров. Заигрывание с подобными молодежными структурами – весьма опасное занятие. Опыт мая 1968 года напоминает нам об этом.
«Живи, не тратя время (на работу), радуйся без препятствий»
Движущей силой студентов были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т.д., нередко перетолкованные в романтически-протестном духе. Вышепредставленный лозунг явно анархистского содержания, но он прекрасно представляет современный идеологический девиз огромного количества молодых россиян. В стране выросло и сформировалось многомиллионное поколение граждан, не умеющих работать, не желающих работать, а разрушающихся без «препятствий» жизни. Допущена деформационная ошибка в политическом образовании и в воспитании. Труд перестал быть фетишем, перестал быть нормой жизни. Социализация молодежи происходит на фоне агонизирующих трудовых всплесков. Мораль наших буржуа – «урвать и откатить», а мораль буржуа нового времени – «произвести и продать». Молодые люди в стране не желают работать в сфере общественного производства. Они не понимают, что там порядок, дисциплина и контроль. Отказ государства в выполнении политической функции порождает у молодежи опасное занятие – «радоваться без препятствий».
«Порядок – это когда на улицах нет полиции»
Высказывание Жака Соважо, лидера Национального союза французских студентов, справедливо и в настоящее время. В обществе существует опасная тенденция – усиление силовой альтернативы. Семья, школа, учебные и трудовые коллективы перестают выполнять трудную по исполнению, но обязательную по результату задачу по воспитанию членов общества. Молодежные группировки иногда терроризируют население районов и кварталов, беспредельничают в небольших городках и населенных пунктах (эффект «Кущевки»). Государство вынуждено вводить дополнительные расходы и траты на иллюзию поддержания порядка. Правильнее звучит девиз «Нет полиции – есть порядок».
«Ни Бога, ни господина»
Очень яркий и философски насыщенный лозунг мая 1968 года. Вспомните «Марсельезу»:
Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и не герой,
Достигнем мы освобожденья,
Своею собственной рукой…
Как через эпохи, расстояние и собственные переживания способен человек правильно расставлять общественные акценты. Современная псевдорелигиозная действительность породила массу соблазнов у власти, впустив Церковь и религию в «светские покои», государство попыталось решить множество проблем (в том числе молодежные) через представительство религиозных структур. Религиозность современной молодежи вызывает сомнения, несмотря на бодренькую статистическую отчетность. Российские студенты в этом вопросе солидарны с французскими коллегами, и говорить о влиянии «Бога и господина» на поведенческие нормы не приходится.
«Вставай, проклятьем заклейменный университет!»
«Парни 68-го», так по-французски (soixante-huitards) называют людей, участвовавших в событиях мая 1968 года, придумали лозунг «осовремененный» и «переделанный» из привычного марксистско-ленинского. Действительно, в настоящую эпоху университеты являются кузницей элиты, кузницей идей и кузницей явлений и событий.
В российских городах с университетами заигрывают (электоральные голоса!), университетские кадры задабривают (диссидентские и оппозиционные голоса), руководству университетов дают carte blanche в проведении финансовой и образовательной политики (голоса потенциальной власти). Мятежный оппозиционный дух скрывается за оградой университетов, иногда повергая в страх обывателей и чиновников-бюрократов (события в Тамбове, забастовка РГТЭУ, участие студентов в событиях на Болотной площади). Склонны ли молодые россияне к активным акциям протеста? Мне кажется, что в настоящее время происходит концентрация энергии, «уплотнение» недовольства социально-экономическими условиями обучения и проживания, возникает свежая «кооперация» между представителями неформальных студенческих структур. Российское студенчество способно к отстаиванию своих требований, но процесс этот совпадает с «муками рождения» гражданского общества, последнего демонтажа советских структур и явлений обыденного плана. В реалиях современной России может произойти явление, при котором без веских социально-политических причин может возникнуть состояние коллективного сознания, при котором возникает тоталитарно мыслящая толпа, способная разрушить жизнеустройство всей страны. Это новое явление социокультурной жизни большого города, в котором возникает высокая концентрация молодежи, отделенной от мира физического труда и традиционных межпоколенческих и социальных связей. Мы должны помнить, что студенчество и молодежь стали одним из главных контингентов, которых привлекли для выполнения бархатных революций в Грузии, Украине, Киргизии и т.д.
События арабской весны на Ближнем Востоке показали высокий моральный и организационный дух современного студенчества.
Самоорганизация возбужденного студенчества (Интернет и мобильные телефоны) может исключительно быстро распространиться в национальном и даже международном масштабе. При этом свойства студенчества таковы, что они мобилизуют очень большой и творческий потенциал – и в создании новых организационных форм, и в применении интеллектуальных и художественных средств.
Российская молодежь и студенчество обладают всеми перечисленными «наследственными» свойствами, поэтому потенциально только эта категория граждан способна на радикальные методы «обновления».
Закончить статью хотелось бы высказыванием Франсуа Миттерана, чья политическая карьера связана с маем 1968 года:
«Молодежь не всегда права, но общество,
которое наказывает ее, неправо всегда»