Иллюстрация Вадима Мисюка
Буквально неделю назад в СМИ развернулся дискурс о невыполнении экономических предвыборных обещаний президента России Владимира Путина. Основан он был на публикации, со ссылкой на аналитиков банка Morgan Stanley, материалов о программе экономических реформ, реализующихся недостаточно успешно для достижения обещанного президентом шестипроцентного роста экономики страны. В феврале же освещались схожие материалы, основанные на информации уже другого банка – Goldman Sachs. Причина снижения экономического роста, по мнению представителей обоих банков, – в плохом госуправлении в стране.Предвыборные обещания Владимира Путина отражаются в семи его авторских статьях, одна из которых, «Владимир Путин. Россия: национальный вопрос», была опубликована в «Независимой газете» (см. номер от 23.01.12). В них тогда еще премьер-министр последовательно говорит о вызовах для современной России, о национальном вопросе, экономических задачах, российской демократии, социальной политике, национальной безопасности и месте России в мировом политическом пространстве. Фактически – это программа развития государства, в которой представлены как краткосрочные цели, так и средне- и дальнесрочные перспективы.
Аналитики Morgan Stanley разделили программу на 12 сфер, в которых должны происходить реформы. Четыре из них получили оценку «хорошо». Речь идет об успехах в сферах монетарной, фискальной и торговой политики и финансового рынка. Отдельным пунктом следует отметить сдерживание курса инфляции. Определяющим моментом, по мнению экспертов, должна была стать ясность ситуации с новым главой Центробанка (ЦБ). На утверждение депутатов Госдумы – это должно произойти до конца марта – президент скорее всего представит экс-министра Минэкономразвития Эльвиру Набиуллину. Мнения в связи с именно этой кандидатурой разделились (см. «НГ» от 14.03.13). Иностранная пресса выдвигала предположения о возможной утрате независимости ЦБ, накачивании российской экономики деньгами и, как следствие, раскрутке инфляции. Российская сторона, наоборот, заявляла о решительной борьбе с инфляцией.
Здесь можно вспомнить о том, что в марте прошлого года Набиуллина поддержала президента, заявив, что реализация предложенных главой государства мер стимулирования экономического роста может в ближайшие три года дополнительно дать до 0,4–0,9% ВВП. Поддержка была оказана на фоне скептического отношения общественности к предвыборным обещаниям Путина. Это отношение подкреплялось еще и данными Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который сообщил, что более половины населения страны вообще не помнит, что обещал президент.
В то же время аналитики Morgan Stanley отмечают удовлетворительный ход реформы в сферах инноваций, инфраструктуры, госуправления, налогообложения нефтяного сектора, инвестклимата и приватизации. Отдельным пунктом выделяется национализация ТНК-BP, обошедшаяся поглотившей ее «Роснефти» в 40 млрд. долл. В сравнение берется программа приватизации на 10–15 млрд. руб. в год, представленная правительством в сентябре. Здесь важно сделать уточнение: в программе президента говорится о снижении к 2016 году доли участия государства лишь в некоторых сырьевых компаниях.
С другой стороны, нелишним будет упомянуть и о февральском требовании главы государства на заседании комиссии по ТЭКу разобраться с ситуацией в российской электроэнергетике. Президент тогда затронул проблемы просрочки платежей со стороны энергосбытовых компаний и строительных подрядов в «РусГидро». По одной из версий СМИ, критика Владимира Путина направлена на те проекты и компании, которые курирует вице-премьер Аркадий Дворкович. Незадолго до этого был уволен с поста вице-президента Олимпийского комитета России и председателя совета директоров «Курортов Северного Кавказа» Ахмед Билалов. Кадровые решения и претензии главы государства связывали с защитой интересов президента «Роснефти» Игоря Сечина, который ранее на посту вице-премьера курировал ТЭК. В определенном смысле чиновник сохранил свои полномочия как секретарь президентской комиссии по стратегическому развитию ТЭКа. По мнению прессы, теперь Сечин ведет с Дворковичем, руководящим, в свою очередь, правительственной комиссией по ТЭКу, аппаратную борьбу.
Согласно СМИ, Дворкович преследует интересы приватизации, в то время как Сечин настаивает на сохранении государственного контроля. Итогом конфронтации стало затягивание сделки по покупке ТНК-BP. Условия аппаратной борьбы освещались в средствах массовой информации достаточно ярко: почти показательное увольнение Билалова и разоблачающие кадры со строительных объектов на Северном Кавказе, показанные на федеральном канале, явились, по одной из версий, следствием подковерной схватки правящих элит и вселили определенные сомнения в программе развития туристического кластера региона. В этой связи важно упомянуть, что решение национального вопроса является пунктом предвыборной программы Владимира Путина, а развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе вполне могло бы стать элементом интеграции региона в озвученный президентом единый культурный код страны.
Между тем под пристальным вниманием в связи с многочисленными скандалами и противоречивыми законами находится в последнее время Госдума.
Определенными подвижками, вероятно, можно назвать недавно внесенный президентом законопроект о новом порядке парламентских выборов. Он предполагает возвращение к смешанной системе выборов в Госдуму, когда половина созыва избирается по одномандатным округам, а вторая половина – по партийным спискам. Эксперты оценили инициативу Путина как шанс для региональных элит повлиять на исполнительную власть. Одновременно такой закон может укрепить позиции партии власти, так как по одномандатным округам, по мнению политологов, будут выдвигаться беспартийные кандидаты, аффилированные с Общероссийским народным фронтом. Мол, впоследствии они консолидируются в «Единой России». С другой стороны, можно предположить, что это поспособствует притоку «свежей крови» в правящую элиту, ведь члены парламента России заседают на Охотном Ряду уже достаточно долгое время, из-за чего периодически возникают мнения о «застое».
В последнее время ходит немало разговоров и о том, что президенту за последний год пришлось «лавировать» между различными электоральными группами. В своей программе глава государства неоднократно упоминал о подрастающем образованном поколении и о неуклонном росте среднего класса, который хочет принимать участие в политической деятельности. Реализовать это президент планировал через Интернет, однако идея пока не получила широкого распространения. Куда интереснее и весомее выглядит инициатива по созданию заявленных 25 млн. рабочих мест, отчасти возложенная на плечи регионов. И в то же время этот вопрос перекликается с еще одним – с созданием благополучного инвестиционного климата. Для последнего необходима инфраструктура, с которой в России традиционно возникают проблемы административного характера.
И все же вряд ли можно говорить о серьезной смене электоральных групп. Связано это как с предвыборными обещаниями президента, нацеленными, к примеру, на повышение оплаты труда преподавателей, так и с его реакцией на упомянутые уже административные проблемы. В конце предыдущего месяца после критики главы государства были отправлены в отставку сразу четыре чиновника, ответственных за ЖКХ. И как раз тарифная политика и пенсионная сфера получили от экспертов Morgan Stanley оценку «плохо».
В данной связи не случайно упоминание аналитиками банка Golden Sachs российских проблем с госуправлением. Образцово-показательным можно назвать случай с возвратом части материальной помощи, выданной пострадавшим от наводнения жителям Крымска. Тогда для решения вопроса понадобилось вмешательство президента. С одной стороны, в глазах народа это укрепило его имидж справедливого главы государства. С другой – в очередной раз выявились бюрократические проблемы российской власти.