Переход Валентины Матвиенко на работу в Совет Федерации закрыл тему строительства большого тоннеля через Неву. Фото РИА Новости
«Москва не верит слезам», а Петербург не верит обещаниям. На памяти горожан много скоротечно сколоченных предвыборных блоков в 1990-х. Они заклеивали город яркими плакатами с посулами решить все жилищные, финансовые и транспортные проблемы горожан, а после выборов канули в Лету. Сейчас партийные политтехнологи используют слоганы вроде «Мы не обещаем, а делаем». Но и теперь на слуху сюжеты, связанные с партийными обещаниями. Так, к 2010 году единороссы и губернатор Валентина Матвиенко обещали построить тоннель через Неву с пропускной способностью больше, чем у всех мостов сразу. Но сначала жителей не устроил конкретный проект, связанный со сносом домов и гибелью парков, а уже другой проект был отменен губернатором Георгием Полтавченко. Еще раньше к 2011 году была обещана автотрасса Петербург–Анадырь, но о ней и не вспоминают.
В 2011 году единороссы представили программу «Для Петербурга. Ради петербуржцев», где обещали «вымести мусор из квартир и душ», создать новые парковки, раздельный сбор мусора и починить дороги. Пока рано ждать результатов, впрочем, одно обещание точно выполнено – принят закон о запрете гей-пропаганды. Частично реализован еще один пункт программы ЕР – оборудование транспорта системой ГЛОНАСС, хотя трамваи и ряд автобусно-троллейбусных маршрутов до сих пор ей не оснащены. Болевой точкой в течение уже десятилетий остается нехватка станций метро в спальных районах, хотя обещали их построить буквально все.
«Яблоко», в 2011 году вернувшееся в Заксобрание, ставит себе в актив ввод ночных автобусов, видя в этом косвенный ответ на их требование продлить работу метро в ночные часы. Но более серьезной своей заслугой считают то, что удалось добиться проверки расходования бюджета, и Смольному пришлось признать, что он не исполняется. В программе яблочников было внесение на городской и федеральный уровни ряда законов. На днях они провели совещание и подготовили отчет за год, зафиксировав 18 внесенных законопроектов с разной степенью успеха. Что до работы в округах, по количеству обращений избирателей лидером в Заксобрании стал депутат Борис Вишневский, он вел прием даже на улице (у яблочников до сих пор нет своих приемных. А лидер партии Григорий Явлинский добился через суд обещанного сноса грязной ларечной зоны в Финском переулке. Интересно, что на другой день ему пришла просьба о личной встрече – мол, глава района и прокурор вовсе не против, чтобы ларьки стояли, «надо поговорить», мобильный номер и подпись «Тимур». Письмо оставили без ответа.
Лидер фракции эсэров Алексей Ковалев гордится, что они добились прекращения бесплатной раздачи городской земли – теперь только через аукционы. Выделены средства на обследование старого фонда в историческом центре, правда, Ковалев огорчается, что у Смольного возникли «безумные идеи с применением лазеров, нормального обследования не будет, а деньги распилят». Другие пункты программы – по озеленению или по генплану, говорит он, «идут очень трудно»
Коммунисты могут похвалиться неплохой работой «на земле» (протечки и т.д.) и военно-патриотическими инициативами вроде награждений ветеранов и юбилейных праздников. ЛДПР не памятна заметными обещаниями и реализациями, она традиционно солидарна с ЕР во всем.
На муниципальном уровне выборы-2009 прошли довольно тихо и без утопических планов. Петербург в результате давней «поправки Лужкова–Шишлова» разделен на 111 мелких муниципальных округов, в большинстве которых жители не знают, где расположен муниципалитет и кто в нем сидит. Как говорят избиратели и общественники, «там легче – обещал скамейку или клумбу, поставил скамейку или клумбу». Но редкие оппозиционные муниципальные депутаты («Яблоко», СР, независимые) говорят: именно на уровне муниципалитетов «лучше сломают скамейку, лишь бы не дать оппозиции ее покрасить». Однако порой удается выполнить наказ через городские структуры: так, депутат Кирилл Страхов «пробил» два пешеходных перехода в своем округе.