Самым знаменитым обещанием избирательных кампаний в Красноярском крае стал лозунг Александра Хлопонина, с которым он выиграл губернаторские выборы в 2002 году. «Край готов к экономическому рывку. Так чего же мы ждем?» – эта надпись красовалась на баннерах во всех городах Красноярья во время той знаменитой битвы между Хлопониным и спикером Заксобрания Александром Уссом.
Припоминать это обещание новому губернатору стали уже через год после победы. Оппозиционеры и СМИ не раз иронизировали над этим «рывком». Александр Хлопонин от него публично не открещивался, однако в неформальной обстановке, бывало, чертыхался по поводу политтехнологов, навязавших ему столь радикально обязывающий лозунг. Справедливости ради стоит заметить, что Хлопонину, пришедшему к власти в регионе, переживавшем в начале 2000-х годов острый политический и социально-экономический кризис, достаточно быстро удалось стабилизировать ситуацию. С учетом объединения края, открытия Сибирского федерального университета и реанимации ряда масштабных инфраструктурных проектов, задуманных еще в советскую эпоху, Александр Хлопонин вошел в новейшую историю Красноярья как политик, у которого плюсы губернаторства явно перевешивали его минусы.
Хотя некоторые его невыполненные обещания в отдельных территориях региона вспоминают до сих пор. «В 2005 году, во время объединения края, Эвенкию власти обещали завалить миллиардами и инвесторами. Сегодня эта территория живет явно хуже, чем до объединения, и жители бывшего автономного округа хлопонинские обещания предъявляют нынешнему губернатору, – напоминает политолог Сергей Комарицын. – Но эвенкийский пример скорее исключение. Отечественной особенностью является то, что на предвыборные обещания у электората память коротка. У нас иногда вспоминают популизм оппонентов в прошлые кампании, но эффекта от этого немного».
История с хлопонинским «рывком» стала хорошим уроком для других красноярских политиков, которые в последнее десятилетие стали гораздо тщательнее «фильтровать» свои обещания. В нулевые годы обещания «Единой России» касались в основном мегапроектов с гарантированным федеральным финансированием вроде строительства перинатального центра или четвертого моста через Енисей. А, например, болезненную для красноярцев тему – строительство метро стараются обходить стороной, потому что никто не знает, где взять на этот проект деньги.
«Мы вынуждены сегодня к каждому своему предвыборному обещанию подходить очень взвешенно, понимая, что именно с нас избиратели будут спрашивать по полной, – заявил «НГ» председатель комитета Заксобрания по законности и защите прав граждан, член фракции «Единой России» Юрий Швыткин. – Например, мы сверяем каждую строчку в проекте «Народный бюджет», потому что на приемах и встречах к нам подходят люди и спрашивают, почему не построен тот или иной объект или не отремонтирована дорога, указанные в проекте. Оппонентам в этом смысле проще, потому что с них никто особо и не спрашивает за невыполненные обещания. Но и они стали намного осторожнее в своей предвыборной риторике».
Оппозиция соглашается с единороссами. «В крае сейчас почти не осталось «обещалкиных», потому что сегодня все прекрасно понимают, как говорил Сталин, «логику намерений» и «логику обстоятельств». Край сильно финансово зависит от Москвы, а муниципалитеты соответственно от Красноярска. Это обстоятельство сказывается и на обещаниях. Никто сейчас не рискует громко заявлять о каких-то инициативах, – говорит депутат Заксобрания эсэр Олег Пащенко. – Из парламентских партий, пожалуй, только ЛДПР продолжает раздавать громкие обещания, которые, как правило, остаются на бумаге».
Тем не менее в красноярской политической практике еще случаются приступы популизма, которые ничего, кроме усмешки, у избирателей не вызывают. Например, в прошлом году на выборах мэра Красноярска один из кандидатов обещал в случае победы построить завод по переработке опавших листьев. Другие претенденты на мэрское кресло год назад обещали в кратчайшие сроки покончить с коррупцией в муниципалитете. Но подобного рода обещания раздавались из уст кандидатов, которые заведомо ни на что серьезное в той избирательной кампании не претендовали. И с коррупцией сейчас борются совсем другие люди.
Красноярск