0
2104
Газета НГ-Политика Интернет-версия

05.03.2013 00:01:00

Штрафбат для водителя

Тэги: дороги, автомобилисты, минтранс, транспорт


дороги, автомобилисты, минтранс, транспорт Иллюстрация Вадима Мисюка

На одной из своих лекций известный французский философ Жиль Делез, говоря о том, что власть всегда ограничивает свободу, упомянул в том числе и о дорогах: они – ограничение. В последнее время в связи с внесенным в Госдуму законопроектом об увеличении штрафов за нарушение ПДД тема состояния российских дорог и проблема безопасности на них вызывает немало обсуждений и споров. При этом не столько повышение штрафов интересует депутатов, автовладельцев и СМИ, сколько другие отдельные пункты и возможные инициативы. Принимать ли изменения в Уголовный кодекс или ограничиться административными санкциями, возвращать или нет промилле, нужно ли вводить старую советскую «балльную» систему? По сути, в Госдуме развернулась борьба за ответы на вопросы: кто будет лечить и как? Никто не спрашивает: кого и от чего? Хотя эти вопросы действительно сложные и почти философские.
Структура
По данным Минтранса, в 2010 году доля населения, не обеспеченного общедоступным транспортом, составила 10%. Столько же процентов в весенний и осенний периоды оказываются отрезанными от транспортных коммуникаций из-за отсутствия дорог с твердым покрытием. Опорная сеть федеральных дорог, которая бы связывала все регионы России, не создана. В принципе сетка дорог России крайне централизована – направлена на Москву и Санкт-Петербург.
Решить проблему отчасти призвана «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года». Предваряет стратегию анализ, согласно которому «не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31% от общего числа. Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек». Отмечается и пониженная пропускная способность федеральных дорог: «С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27% протяженности сети. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза. В России нет скоростных автомобильных дорог», – гласит документ.
Состояние
По оценке Всемирного экономического форума, состояние дорог в России – одно из худших в мире. В рейтинге мы соседствуем с Мозамбиком, Украиной и Габоном. В Мозамбике, судя по рейтингу, дела обстоят лучшим образом. Между тем, по данным ГИБДД, в прошлом году в России из-за плохого качества дорог произошло 42,7 тыс. ДТП, то есть одна пятая от общего числа. По словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, «каждая четвертая авария произошла из-за неудовлетворительного состояния дорог и улиц». При этом наша страна входит в так называемые Risky States-10 – десять стран, на которые приходится половина от общемирового числа смертей в результате ДТП. Туда же входят Китай, Индия, Бразилия, Египет, Мексика, Вьетнам, Кампучия, Турция и Кения.
Прокурорская проверка 2012 года показала, что по всей территории России наблюдаются серьезные нарушения федеральных законов «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения»: органы госвласти и местного самоуправления не соблюдают обязанности по ремонту и содержанию дорог и организации дорожного движения. Существуют проблемы с дорожными покрытиями и ограждениями, нечетко выделены разделительные полосы; среди распространенных проблем – отсутствие освещения, пешеходных переходов и неправильная разметка. По результатам проведенных проверок было выявлено более 40 тыс. нарушений.
Стоимость
Помимо указанных проблем, существует еще и специфика отечественных цен на ремонт дорог и подход, собственно, к ремонту. Напомним, чуть больше года назад власть уже заявляла о завышенной стоимости одного километра российских дорог (см. «НГ» от 07.12.11 «Так сколько же стоят дороги России?»), тем самым войдя в клинч непосредственно с дорожниками. Последние объяснили ценообразование особенностями России: рельеф, правовая база, остаточный принцип финансирования структуры из бюджета. К согласию прийти не удалось. Объем федерального Дорожного фонда РФ в прошлом году составил внушительную сумму – более 391 млрд. руб. До 2020 года на развитие дорожной сети из фонда планируется направить около 4,5 трлн. руб. Следует отметить, что, судя по данным прокурорской проверки, ремонт дорог в России ведется нерегулярно, а именно регулярность является основополагающим принципом качественного состояния дорог: если не потратиться вовремя, цена вырастет в разы. Возможно, поэтому в рейтинге Всемирного экономического форума первое место занимает Франция, где дороги регулярно ремонтируют и обновляют.
Управление
Довольно часто нарекания со стороны автовладельцев вызывает и система управления дорожной ситуацией. Год назад власти решили оснастить московские светофоры дополнительными дорожными камерами и системой адаптивного управления. Такая система позволяет переключать светофоры в зависимости от транспортной ситуации на перекрестке. Установка происходила в рамках реализации проекта Интеллектуальной транспортной системы, за которую ответственно государственное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД). Однако слухи о том, что после финансовой проверки мэрия города планирует снятие с должности уже четвертого главы центра, создают в глазах общественности негативный образ учреждения.
Отчасти этот образ подкрепляется и сформированным СМИ мнением о «Парконах» – автоматических комплексах, размещенных на патрульных автомобилях. В Москве более сотни таких машин, которые должны следить за соблюдением правил парковки и контролировать выделенные полосы. У многих вызывает нарекания выборочность «Парконов», которые, по сути, не являются автоматическими средствами слежения, так как устанавливаются на автомобилях, которые управляются людьми.
И все же важно отметить инициативы правительства. Ведомства вроде ЦОДД есть уже во многих регионах. Тем самым власть разгружает ГИБДД, передавая часть ее функций полиции по контролю за соблюдением ПДД.
Власть и общество
2012 год ознаменовал собой окончание реализации рассчитанной на шесть лет федеральной целевой программы по повышению безопасности на дорогах. В планах программы было сократить число погибших в результате ДТП до 23 тыс. человек. Число жертв оказалось больше на 5 тыс. человек.
     Российские дороги как система поддаются реформам с огромным трудом. 	Иллюстрация © РИА Новости
В качестве главных проблем, преследующих современное общество на дорогах, директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин выделяет правило «трех D». Это Dangerous, Drunk and Drugged Driving (соответственно – опасное вождение, езда в пьяном виде и под наркотическими веществами). Первый пункт эксперт считает наиболее важным. По его мнению, «в просвещенных странах мира» опасное поведение на дороге квалифицируется как умышленное и представляет собой угрозу, тем самым являясь отягчающим фактором в случае ДТП.
В России, как отмечает Блинкин, «агрессивное поведение на дороге не считается признаком асоциальности и умственной убогости; напротив, у нас это некий индикатор успеха, крутости, принадлежности к кругу «посвященных». Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить случай Николая Мустафина (называющего себя «Черным Дьяволом»), нарушавшего, кажется, все возможные ПДД, и почитать комментарии к выложенным им в Интернете роликам. Но проблема не только в нарушающих Правила дорожного движения и зачастую даже не имеющих водительских прав студентах. Внимание общественности всегда приковано к элитам. Продолжительная (и, судя по всему, продолжающаяся) история с отменой мигалок, иногда действительно превышающее грани дозволенного поведение на дорогах тех, кто всегда на виду, – все это негативно сказывается на образах народных избранников или звезд шоу-бизнеса. Особенно если учесть запущенную несколько лет назад PR-программу по пропаганде ПДД. Подобные случаи как раз и формируют скептическое отношение людей, пишущих в социальных сетях, к инициативам власти по обеспечению безопасности на дорогах.
В то же время это приводит к ответной реакции: формируются общественные организации, следящие за соблюдением ПДД посредством видеосъемок. В качестве примера можно привести Федерацию автовладельцев России или общество Синих ведерок; хотя примеров намного больше – за несколько лет число организаций, занимающихся мониторингом дорог России, выросло очень быстро. В случае возникновения конфликтных дорожных ситуаций или нарушения ПДД  общественники выкладывают видео в Интернет. Вообще, следует отметить прогресс гражданского сознания за последние годы. Готовность бороться за свои права (во всех смыслах) с теми, кто пытается их нарушить, равно как и бороться против тех, кто свои права защищает, заслуженно привлекла внимание СМИ.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
976
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
613
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
429
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
609

Другие новости