0
1917
Газета НГ-Политика Интернет-версия

05.03.2013 00:01:00

Сплошное наказание

Тэги: сми, дороги, штраф, дтп, транспорт


сми, дороги, штраф, дтп, транспорт

Можно предположить, что между темами «безопасность дорожного движения» и «штрафы за нарушение ПДД» в их освещении в СМИ есть определенные взаимосвязи. Так, интерес к безопасности дорожного движения растет после упоминания законопроектов, касающихся данной темы. В то же время штрафы за нарушение ПДД упоминаются и обсуждаются уже после вступления в силу законов – чаще всего тема раскрывается как ответная реакция общественности. «НГ-политика» и информационно-аналитическая система «Медиалогия» проследили, как развивался интерес СМИ к данной тематике с 2003-го по январь 2013 года.
По-настоящему заметная активность в федеральных СМИ наблюдается именно с 2003 года, когда депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки к Закону «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.95). Было предложено запретить использование спецномеров для автомобилей и указать перечень случаев, в которых возможна установка на автотранспорте спецсигналов. В том же году начинает готовиться новый закон о правилах безопасности на дороге (был даже создан специальный подкомитет). Связано это с тем, что за 2002 год в авариях погибло, по словам начальника Главного управления ГИБДД Виктора Кирьянова, 33 тыс. человек: это рекордное число погибших за 10-летний период. Как уточнил Кирьянов, каждый шестой инцидент был на совести пьяных водителей. СМИ возвели проблему в ранг государственной угрозы.
Власти обратили внимание и на ситуацию с автошколами. По данным ГИБДД, 2 млн. россиян каждый год получали водительские удостоверения, при этом не все они знали Правила дорожного движения. В связи с этим начал разрабатываться порядок изъятия лицензий у автошкол, которые выдают права водителям, не прошедшим должную подготовку. В октябре того же года правительством России были утверждены изменения в Правилах дорожного движения. С 1 января 2004 года водителям запретили ездить на автомобиле без полиса «автогражданки» и парковаться на тротуарах. Февраль 2004 года ознаменовал собой переход к ужесточению штрафных санкций.
Кирьянов тогда заявил, что в апреле в Госдуму внесут поправки в административный кодекс. Штрафы на дорогах хотели увеличить в шесть раз. Таким образом, выезд на встречную полосу, например, собирались карать штрафом в 3 тыс. руб., а за нетрезвое вождение пришлось бы заплатить от 6 до 12 тыс. руб.
Параллельно на самом высоком уровне проводилась агитация уважительного отношения между автомобилистами: председатель Госдумы Борис Грызлов в обращении к участникам дорожного движения подчеркнул актуальность проблемы и напомнил о российском уровне ДТП. Согласно апрельской статистике того года, на дорогах России погибло более 5 тыс. человек.
  
Между тем СМИ освещали продолжающуюся полемику относительно несовершенства российского законодательства в вопросах дорожной безопасности. Тему поднял руководитель Общества защиты прав водителей Игорь Юдин, а руководитель Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Анатолий Вишневский указал на причины проблем: «Сверхсмертность россиян – это феномен не только медицинский, но и социальный», – сказал он, упомянув, что на дорогах в России гибнет людей больше, чем на войне. По сути, единственным регулятором являлись незначительные штрафы. Речь шла о 200–300 руб.
В июне о проблеме заявили уже председатель Совета Федерации Сергей Миронов и замминистра внутренних дел Александр Чекалин. Они высказались за разработку нового пакета законов.
В октябре парламентский комитет по безопасности принял решение рекомендовать Госдуме отклонить уже упомянутые поправки, ограничивающие использование на транспортных средствах госзнаков и спецсигналов. Согласно информации СМИ, комитет проявил солидарность с президентом и правительством, которые решили, что поправки не повлияют на безопасность дорожного движения.
В декабре была объявлена статистика за 10 лет: в автоавариях погибли свыше 315 тыс. человек.  Главной же новостью стало лишение водительских прав за управление машиной в нетрезвом состоянии.
В 2005 году продолжилась тенденция ужесточения штрафов (только теперь – с региональной поддержкой). Помимо этого в СМИ часто упоминалось о гибели в аварии губернатора Алтая Михаила Евдокимова, ДТП с участием Александра Иванова, сына на тот момент вице-премьера и главы Минобороны Сергея Иванова, и происшествие с премьер-министром Чечни Сергеем Абрамовым. На проблему обратил внимание президент России Владимир Путин.
Когда проблема приобрела угрожающий характер, власть озвучила намерение приступить к выполнению шестилетней программы по повышению безопасности на дорогах, на которую государство выделило 52,8 млрд. руб. Начиная со следующего, 2006  года темы аварий и штрафов за нарушение ПДД освещаются в СМИ еще более активно. Безопасность дорожного движения фигурирует в 2006 году 1241 раз – против 883 упоминаний за 2005 год; штрафы за нарушение упоминаются 871 раз – против 584 сообщений в предыдущем году.
Прежде всего в Госдуму поступили долгожданные поправки в Закон «О безопасности дорожного движения». Следует также упомянуть и о вечно актуальной теме промилле – допустимую норму планировали повысить до 0,2. После резкой критики президентом ситуации на дорогах председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев заявил о необходимости возврата балльной системы учета правонарушений. В свою очередь, правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Александром Жуковым решила внести в Госдуму новый пакет законодательных инициатив. Поправки были приняты в следующем году.
В 2007-м существенное ужесточение наказаний за нарушение ПДД вызвало бурные дебаты в Госдуме. КПРФ и ЛДПР голосовали против, а автомобилисты обещали провести акции протеста.  Разговор по мобильному телефону во время езды теперь стоил 300 руб., а предел промилле равнялся 0,3. Впрочем, этими поправками законодателю важно было показать, что дело касается не только автомобилистов, но и инспекторов ГАИ: одни должны были бояться штрафов и не нарушать, другие – жалоб и соблазнов взятками.
О безопасности на дорогах в 2007 году говорили и писали намного реже, чем в 2006-м (1033 упоминания в СМИ): объясняется это, наверное, особенностями предыдущего года, когда началась федеральная программа. А вот о штрафах за нарушение ПДД в связи с новыми поправками упоминают гораздо чаще: 1149 сообщений в СМИ. В целом это подтверждает тенденцию – безопасность на дорогах регулируется государством, и главным образом инициативы власти служат информационными поводами. Вряд ли тут можно говорить о положительной динамике в освещении СМИ проблемы безопасности. Пропаганды в печатных изданиях было мало, хотя следует отметить, что на ТВ и в Интернете появляется достаточно большое количество социальной рекламы. И в то же время поводы, которые власть дает для СМИ в плане освещения темы безопасности, являются своеобразным катализатором для развития темы штрафов ПДД. Но именно в контексте реакции общественности.
Первая громкая новость 2008 года достаточно скандальна – в феврале «Мерседес» Виктора Кирьянова сбил женщину. Следствие заявило, что она пересекала дорогу в неположенном месте.
Через два месяца Кирьянов, рассказывая о российских проблемах и успехах в сфере дорожной безопасности на Генассамблее ООН отметил: «Снижение количества погибших – это основные показатели, которые используются во всем мире. У нас на 1000 людей уже меньше, это действительно победа».
СМИ освещали и технические новинки инспекторов ГИБДД, у которых появились алкотестеры и принтеры. В то же время в Москве, Московской области и Краснодарском крае начали вводить систему видеофиксации нарушений.
Однако это был год экономического кризиса, который впоследствии не мог не затронуть и сферу безопасности на дорогах. В 2009 году финансирование шестилетней целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» было сокращено на 35%. Как ни странно, сокращению подверглись расходы на строительство и ремонт дорог, установку новых дорожных знаков и подготовку будущих водителей. Это при том, что основная статья расходов программы – пропаганда ПДД.
В апреле были предоставлены данные о жертвах в автокатастрофах за последние 12 лет: 315 тыс. погибших и 2 млн. получивших увечья. О проблеме вновь заговорили как о национальной угрозе.
В июле 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев в буквальном смысле объявил войну пьяным водителям, призвав лишать их водительских удостоверений вне зависимости от содержания алкоголя в крови. Инициатива поступила от президента России Дмитрия Медведева, который в следующем году предложил лишить водителей допустимой нормы алкоголя. Поправки были приняты, год в плане интереса к тематике остался стабилен – 1407 упоминаний о безопасности на дорогах и 1058 сообщений о штрафах за нарушение ПДД.
2010-й стал годом водительского «сухого закона». Помимо этого были введены специальные терминалы, которые позволяли штрафникам быстро рассчитаться с долгами. В совокупности это дало 1107 упоминаний в федеральных СМИ темы штрафов за нарушение ПДД. А вот тема безопасности на дорогах набрала в СМИ рекордные 1412 сообщений. Однако в данном случае маловероятно влияние на медиасферу законодательных инициатив. Скорее всего интерес к теме возник после февраля 2010 года, когда на Ленинском проспекте произошла авария, в которой погибли Ольга Александрина и Вера Сидельникова и пострадали вице-президент компании ЛУКОЙЛ Анатолий Барков и его водитель.
В 2011 году стартовала программа «Десятилетие действий ООН по обеспечению безопасности дорожного движения», в рамках которой Дмитрий Медведев в Послании к ООН обнародовал следующие цифры: ежегодно на дорогах земного шара гибнет 1 млн. человек. В мае в Госдуму опять был внесен законопроект, ужесточающий использование автомобильных спецсигналов. Парламентарии не раз выступали с такими инициативами, но они отклонялись под давлением правительства РФ. Штрафы за нарушение ПДД упоминались в СМИ 1081 раз, а безопасность дорожного движения набрала 1091 сообщение.
2012 год стал рекордным для темы нарушений – 1873 упоминания в федеральных СМИ. Безопасность дорожного движения освещалась в 1282 сообщениях. Повышенный интерес к тематике имеет несколько причин.
Во-первых, в феврале первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов обратил внимание на возможность возвращения к минимально допустимому уровню алкоголя в крови – поправки в закон предлагалось вносить с учетом европейского опыта. Во-вторых, под конец года в СМИ появилась информация о том, что в отношении гаишников за 2012 год было заведено 258 уголовных и 6 тыс. административных дел. В-третьих, за год произошло слишком много громких ДТП. И, в-четвертых, ГИБДД представила концепцию программы по снижению смертности в дорожных авариях до 2020 года. Около 100 млрд. руб. предлагалось потратить на установку технического оборудования; в программу также вошло ужесточение штрафов.
Повышение штрафов как раз и стало предметом бурной дискуссии, освещаемой в СМИ. Согласно обсуждаемому сейчас проекту, планируется увеличение минимальных штрафов со 100 до 500 руб. и максимальных – с 5 тыс. руб. до 50 тыс. Помимо этого впервые может быть введена система градации штрафов в зависимости от степени алкогольного опьянения. Стоит заметить, что дискуссия по поводу законопроекта активно продолжается (в том числе в СМИ) и в 2013 году.
И это вполне понятно: по данным МВД, с 2010 года показатели смертности в результате ДТП растут – в 2012 году погибло 27 991 человек.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1565
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
976
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
697
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
964

Другие новости