Полосатая разметка на асфальте не гарантирует питерцам безопасного перехода через дорогу. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
18% дорог Петербурга (10 млн. кв. м) признаны непригодными для использования. В Ленинградской же области практически ни одна дорога (в том числе девять федеральных трасс) не отвечает обновленным ГОСТам. По итогам 2012 года в рейтинге межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» трассы Ленобласти и Петербурга заняли 1-е место среди самых неблагополучных дорог России. Это может показаться странным: «Видели бы вы наши федеральные трассы без асфальта!» – восклицают гости из тундры или нечерноземной глубинки. Но основания для печального «чемпионства» есть.Нагрузка на трассы, увеличивающаяся вдвое раз в четыре года, тысячи большегрузных фур, перевозящих грузы из балтийских портов, а также из промышленного пятимиллионного Питера, – со всем этим дороги не справляются. А альтернатив, позволяющих распределить транспортные потоки вместо сбивания их «в одну кучу», нет в силу слаборазвитости дорожной сети. Новых дорог не строят, старые ремонтируют плохо. Пример – трасса Петербург–Москва. Все лето прошлого года здесь велись ремонтные работы. Но уже сейчас на «свежих» участках появились колеи и ямы (не говоря об отсутствии разметки и освещения на многие километры).
Сходная картина и в городе, который прошлым летом был измучен перекрытиями из-за ремонтов (было истрачено 500 млн. руб., в этом году планируется еще больший расход – 824 млн. руб.). В плохом состоянии единственная дорога со статусом автомагистрали – КАД. Число аварий на ней растет.
В прошлом году, по данным ГИБДД, из-за плохих дорог произошло 1270 ДТП с тяжелыми последствиями: 768 в Петербурге и 502 – в области. Погибли 178 человек (45 в городе и 133 – в области). Серьезно ранены 1604 человека.
В целом наблюдался рост числа тяжелых ДТП. Всего их в регионе было 11 864 – на 7,3% больше, чем в 2011 году. 259 аварий произошло по вине пьяных водителей – число таких аварий в области выросло на 20% (156), в городе же статистика не изменилась. Итак, плохое качество дорог стало троекратно опаснее, чем даже пьяницы за рулем.
220 прошлогодних жертв – по вине пешеходов, нарушивших ПДД (многие из пешеходов и сами оказались в числе этих жертв). В Петербурге таких ДТП было в шесть раз больше, чем в Ленобласти.
Общественность бурно реагирует на громкие истории с гибелью людей. Пикет протеста был на месте гибели 9-летнего мальчика под колесами машины пьяного полицейского. В январе блогеры отметили год со дня гибели «пешехода с собакой» – ученого-физика Михаила Тверского. Кроме цветов, на месте трагедии реакция выразилась в требованиях к власти навести порядок на опасном переходе и усилить контроль за соблюдением скоростного режима. В итоге на этом месте были установлены «лежачие полицейские» и хорошо освещенные знаки.
Смерть водителя КамАЗа, которому под Тосно не уступил дорогу бывший глава УФАС Олег Коломейченко и не был за это наказан, обсуждалась как пример неравенства на дорогах в глазах блюстителей закона. Но в целом экспертами отмечается уменьшение коррупции: даже критики из организаций защиты автомобилистов относят это на счет распространения видеокамер: наказание в виде штрафа неотвратимо и происходит без участия инспектора. В целом люди предпочитают платить штраф, а не «откупаться». Исключение – «лишенческие» статьи: так, негласный тариф за выезд на «встречку» – от 3 до 5 тыс. руб. Именно поэтому в предложениях о лишении прав за ряд нарушений петербуржцы видят коррупциогенный момент.
Санкт-Петербург