Запись с установленного в машине видеорегистратора нередко помогает установить виновника ДТП в спорной ситуации.
Фото ИТАР-ТАСС
В 2012 году в Челябинской области, по данным регионального управления ГИБДД, зарегистрированы 4924 дорожно-транспортных происшествия (в 2011 году их было 5001). За это время погиб 641 человек и 5904 получили ранения. «Основными причинами дорожно-транспортных происшествий по-прежнему являются несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушение правил проезда пешеходных переходов, превышения скорости, неправильный выбор дистанции, невыполнение требований сигнала светофора, выезд на полосу встречного движения», – считают в ГИБДД.
Нетрезвые водители – головная боль для южноуральских инспекторов. В конце 2012 года, когда премьер-министр Дмитрий Медведев предложил многократно увеличить штрафы за вождение в нетрезвом виде, сотрудники областного ГИБДД озвучили местную статистику: за 11 месяцев 2012 года в регионе зафиксировано 214 ДТП с участием нетрезвых водителей, в таких авариях погибли 36 человек, 273 получили травмы. «Рецидивисты, которым угрожают значительные сроки лишения прав, начали попадаться чаще, иногда более сорока раз. Для них действующая система наказания не является сдерживающим фактором», – заявил заместитель начальника управления ГИБДД по Челябинской области Максим Куляшов.
Увеличение штрафов далеко не все воспринимают как панацею от нарушений. Многие считают, что бесконечное поднятие сумм в протоколах за нарушение ведет к росту коррупции. В то же время южноуральские автомобилисты все чаще отмечают, что инспекторы стали опасаться брать взятки. «Сейчас гаишники стали какие-то более пуганые что ли. Договориться на месте, конечно, можно, но сложно, – рассказал «НГ» автолюбитель с 40-летним стажем Александр Бычков. – Им везде мерещатся диктофоны, видеорегистраторы. Предлагаешь «оплатить штраф на месте», отвечают, что в любом отделении Сбербанка оплатите, и нет проблем».
Размер «штрафа на месте» в области колеблется в зависимости от тяжести совершенного правонарушения. Превышение скорости может обойтись автовладельцу до 500 руб., а более серьезные нарушения, например, игнорирование пешехода или проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, могут умножить сумму такой взятки в два-три раза. Хотя за выезд на встречную полосу уральские инспекторы предпочитают лишать прав, за пару тысяч рублей автолюбителям иногда удается избежать наказания. Но есть и нарушения, при совершении которых инспекторы даже не вступают в диалог об оплате на месте. Например, в областном центре начали часто эвакуировать автомобили, припаркованные в зоне действия знаков, запрещающих остановку или стоянку. Сумма штрафа, услуг эвакуатора и оплата услуг штрафной стоянки – порядка 3,5 тыс. руб. Кроме затрат на штраф, на всю процедуру вызволения авто со штрафной стоянки уходит как минимум два часа.
При этом в регионе есть случаи, когда сотрудников ГИБДД привлекали к ответственности за получение взятки. В феврале с.г. завершено расследование уголовного дела в отношении бывших инспекторов, которые за 2 тыс. руб. отпустили пьяного водителя. Преступление было выявлено сотрудниками управления собственной безопасности регионального управления МВД. n
Челябинск