Иллюстрация Вадима Мисюка
Уже в конце февраля в Госдуму может поступить проект закона «О добровольчестве (волонтерстве)», разработанный под эгидой Совета Федерации. С самого момента своего зарождения «волонтерский» документ вызвал немало споров и опасений: нуждаются ли добровольцы различных направлений и видов деятельности пусть хотя и в упрощенной, но все же регистрации своего статуса и что делать тем, кто не подпадает под юридическое определение волонтера и не состоит ни в какой подобной организации? Почему государство должно вмешиваться и пытаться упорядочить механизм оказания безвозмездной и, главное, добровольной помощи? Сами сенаторы, впрочем, считают, что законодательная инициатива направлена на развитие и поддержку движения доброй воли.
«Проект закона о волонтерстве содержит гарантии добровольческого движения», – в этом убежден, к примеру, глава комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский. Он ссылается на то, что в течение месяца документ находился в открытом доступе на сайте палаты и любой эксперт или просто неравнодушный человек мог послать в адрес СФ свои предложения, замечания, пожелания. Правда, сенатор не стал уточнять, какая именно работа проводилась с заявлениями «всех желающих», сколько поступило подобных откликов и какие из них были учтены при доработке документа. «В обсуждении активно участвовали представители субъектов, в той или иной степени сталкивающиеся с волонтерским движением», – лишь приоткрыл завесу таинственности Рязанский. И не удержался от комплиментарности: «Примечательно, что от субъектов наш законопроект получил положительную оценку». На взгляд экспертов «НГ-политики», примечательной в этом вопросе могла бы стать, но по понятным причинам этому не бывать в современном законодательном процессе, как раз отрицательная оценка законопроекта от представителей регионов.
Особенно тех, где различные ЧП и катастрофы будто стали своеобразной визитной карточкой территории. В развороте «Страна добровольцев» на стр. 12–13 этого выпуска «НГ-политики» как раз присутствует информация с мест, свидетельствующая о явно непростых отношениях власти с так называемыми неформальными волонтерами, не желающими вписываться в официальные форматы. Именно эти добровольцы в большинстве своем уверены в том, что закон о добровольчестве, как бы мягко там ни были прописаны формы регистрации и механизмы, разрешающие заниматься оказанием помощи, истребит движение, основанное на порывах души. «Нельзя, неправильно ограничивать оказание помощи на абсолютно добровольных началах какими-то юридическими формами», – отстаивают свое право делать добро без всяких регистрационных книжечек волонтеры с многолетним стажем. Впрочем, сенаторы к добровольцам пока не прислушались и настаивают: юридический статус добровольца (волонтера) должен быть обозначен.
Они предлагают добровольческим движениям сотрудничать с государством, которое будет управлять ими и вести их учет. Реестр волонтеров будет составлять специальный орган, который определит правительство России. Уполномоченный орган также будет продумывать и реализовывать программы развития, волонтеров и искать для них подходящую «работу». Предполагается, что доброволец получит личную «трудовую» книжку, в которой будет фиксироваться его деятельность, а организация будет заверять эту информацию печатями.
При этом, для того чтобы возместить расходы волонтера на проезд, питание, проживание и экипировку, добровольческая организация должна заключить с ним гражданско-правовой договор, в котором прописываются его обязанности. А если волонтер хочет помогать в опасных занятиях, как, например, тушение пожаров, организатор этой деятельности обязан застраховать его жизнь и здоровье. Как настаивает руководитель проекта «Нужна помощь.ру» Дмитрий Алешковский, координировавший волонтеров во время трагедии в Крымске, все пункты, которые власть хочет урегулировать этим законом, уже прописаны в различных законодательных актах: «Совершенно не нужно вводить отдельное понятие волонтера, это какая-то совершенно непонятная попытка прописать в законе то, как надо делать добрые дела.
В целом весь законопроект полон недоработок и противоречий. Например, четко обозначено, что доброволец может помогать только человеку. Значит, помогать природе или животным он соответственно не может. Это просто отписка, а не закон», – возмущается Алешковский.
При этом цели, которые декларируют сенаторы, а именно – развитие волонтерства и защита их прав, уже прописаны в законе о некоммерческих организациях. «Полностью описано понятие волонтера и правовая система их взаимодействия с НКО, и никто не мешает подписать НКО договор с волонтером, в котором будут обозначена сумма выделяемых средств и страховка», – считает Алешковский.
Есть в законе и пункты, которые для добровольцев просто опасны. По инициативе сенаторов на опасные работы волонтеров может призвать только государство. «Все регулирование волонтерских действий в ЧС уже прописано в законе о добровольных пожарных, и МЧС этим полностью удовлетворено», – подчеркивает Алешковский.
При этом, зная нашу правоприменительную практику, чтение закона сможет быть весьма разнообразным, учитывая, что он это позволяет. Скорее всего все пункты «волонтер может» федеральные органы будут читать как «волонтер обязан».
В законопроекте пишут, что волонтер сможет участвовать в волонтерской деятельности, только если состоит в организации, которая эту акцию проводит. То есть обычные прихожане церкви не смогут поехать со священнослужителями, например, в детский дом, так как не являются ее служителями.
Не сможет обычный гражданин и помочь ни одной политической партии или кандидату, который ему симпатичен. Кроме того, учитывая запрет на корпоративное волонтерство, добровольцы даже не смогут помогать нуждающимся совместно с крупными организациями.
«РусГидро» проводит акцию «Оберегай», совместно с волонтерами они чистят берега рек и водохранилищ вокруг своих гидрогенерирующих заводов, но теперь этого нельзя будет делать, так как запрещено быть волонтером под эмблемой «РусГидро», – сетует Алешковский и добавляет. – Волонтерство возникает там, где государство недорабатывает и не может справиться само, а теперь оно хочет уничтожить еще и тех, кто латает дыры».
═ Волонтеру тоже важно знать, что он нужен. Фото Trend Media/PhotoXPress.ru |
В самом деле, волонтеры делают самую разнообразную работу, которую не всегда возможно вписать в видовые форматы: тушат пожары, занимаются лежачими больными, возят людей, обучают, занимаются животными, ищут следы воинских захоронений и прочее. Все виды этой деятельности невозможно прописать в одном законе.
Вот куда стоило бы вносить изменения, так это в Налоговый кодекс и в закон об НКО, считают руководители общественных движений, потому что все финансирование волонтерского и благотворительного сектора облагается налогами. Любые финансовые поступления считаются выгодоприобретением, несмотря на то, что зарегистрированный в Минюсте фонд не может потратить деньги ни на что, кроме уставных целей.
Однако отказ волонтеров от закона не означает, что их работа сейчас безоблачна и легка. Как говорит Алешковский, российские чиновники отказываются адекватно воспринимать понятие добровольцев, не представляя, что те не получают деньги за свой труд. И регулярно интересуются, сколько же добровольцы зарабатывают на якобы своем добровольном труде. У чиновников не укладывается в голове, что есть люди, которые помогают другим бесплатно. «В Крымске у нас был огромный лагерь и нам нечего было пить и раздавать людям, хотя мы видели воду на складе, но так как у нас не было каких-то удостоверений, доказывающих, что мы волонтеры, нам не разрешали брать эту воду. Люди не понимали, что мы приехали помогать по своей воле, а не по распоряжению организации, в которой работаем», – рассказывает Алешковский.
«У волонтерского движения есть две самые большие проблемы – отсутствие консолидации сектора и диалога с властью», – вторит ему глава Союза волонтерских движений и организаций Владимир Хромов. Волонтеры практически не знают друг друга, плохо информированы о том, какие организации существуют и как к ним присоединиться.
В основном, когда граждане хотят помочь людям, они обращаются в самые известные благотворительные организации, как например, фонд «Подари жизнь». Но когда 99% благотворительных организаций занимаются детьми, то одному проценту приходится заниматься всем остальным. При этом, несмотря на то что благотворительность и волонтерство тесно сотрудничают между собой, это разные вещи и их нельзя путать. «Есть куча движений, которые не занимаются благотворительной помощью. Например, волонтеры приходят в детский дом и рисуют вместе с детьми, или же «Волонтеры на колесах» – группа в facebook, помогающая друг другу в автоперевозках», – рассказывает Владимир Хромов.
Из-за недостаточной информированности волонтеры могут пойти и туда, куда их позвали знакомые. Поэтому информационная поддержка движению, конечно же, не помешает. Но при этом система внутренней мотивации волонтера настолько тонкая, что к ней нельзя относиться формально. «Человека надо согреть, все ему рассказать и показать, чтобы он понял, что он нужен», – отмечает Хромов.
Кроме того, волонтерам необходим диалог с властью. «Ни одна серьезная организация никогда не отказывалась от работы с властью, это болезнь организаций, которые существуют два-три года», – подчеркивает Хромов. Но проблема в том, что власть сегодня не воспринимает организации добровольцев как равноправного субъекта взаимоотношений.
«Нужна некая площадка, условно говоря, центр взаимодействия власти и волонтеров, причем она должна быть абсолютно нейтральной, – предлагает Хромов. По его словам, концепция такой площадки уже разрабатывается самими волонтерами.
В работе добровольцев могут быть задействованы Минздрав, МЧС, МВД, Минфин, Минспорттуризма, а с каждым министерством пообщаться сложно. «Было бы неплохо, чтобы правительство выдвинуло от себя одного представителя, это мог бы быть и Уполномоченный по правам человека», – говорит Хромов. «Когда случилась трагедия в Крымске, очень большое количество людей приехали или несли деньги, вещи и предлагали помощь – это и есть гражданское общество, у нас не осталось другого варианта повлиять на сегодняшнюю ситуацию: на выборах мы ничего не решаем, на митингах против выборов, к сожалению, тоже, единственный альтернативный вариант – взять лопату и что-то сделать самим», – в этом уверены не только эксперты «НГ-политики», но и сотни тех, кого самые драконовские законы не заставят перестать помогать другим.