Противостояние власти и волонтерского движения только набирает обороты.
Фото РИА Новости
В последнее время тема добровольчества и волонтерства набрала безумную популярность в медиасреде. С учетом того факта, что о безвозмездном труде с начала 90-х говорилось и писалось традиционно мало, «НГ-политика» и информационно-аналитическая система «Медиалогия» решили разобраться в причинах таких темпов и проследили, как развивался интерес СМИ с февраля 2003 года по январь 2013 года.
Начнем с того, что деятельность добровольцев и волонтеров регулируется пока в основном Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.95). В нем прописано само понятие и закреплены основные права добровольцев. По идее добровольцы действуют безвозмездно, не участвуют в политической жизни и т.д. Однако первый же информационный повод, давший теме возможность развиваться в федеральных СМИ, имеет как раз политический подтекст. Дело касается изменений в Основной закон о благотворительности, внесенных в августе 2003 года. Согласно им, было запрещено проводить политическую агитацию одновременно с благотворительной деятельностью. Приурочены изменения были, судя по всему, к парламентским выборам.
Тем не менее следует упомянуть и о растущем гражданском сознании: в том же году появляется служба волонтеров для помощи отделам Государственного Эрмитажа, в национальном парке «Лосиный остров» проводится день волонтеров, посвятивших себя защите окружающей среды. Информация публикуется в основном в Интернете короткими новостными заметками. Для крупных печатных изданий, как и для федеральных каналов телевидения, – тема слишком незначительна. СМИ подробно рассказывают о встрече президента России Владимира Путина и президента США Джорджа Буша в Кэмп-Дэвиде, лишь вскользь упомянув о соглашении, по которому Американское агентство по международному развитию начало в 2004 году сотрудничать с организацией «Российский союз молодежи».
В дальнейшем интерес к теме снижается. Недаром председатель правления фонда «Право матери» Вероника Марченко связывает недостаточную развитость волонтерства с отсутствием положительной пропаганды со стороны СМИ.
Ситуацию довольно точно обрисовывает название публикации Екатерины Неволиной в «Вестнике благотворительности» (номер вышел в 1999 году): «Волонтеры не в фаворе». Все могло измениться в 2006 году, который был объявлен Владимиром Путиным Годом благотворительности. Тема волонтерства тогда поднималась в федеральных СМИ 536 раз, что почти на 100 раз больше, чем в 2005 году. Внимание общественности было приковано к избранию главы холдинга «Интерос» Владимира Потанина председателем комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства. Все ждали, что последует за этим. Ждать долго не пришлось.
В марте 2006 года Владимир Потанин на встрече с президентом России Владимиром Путиным предложил внести поправки в законодательство, позволяющие некоммерческим организациям создавать эндаумент, прибыль от которого не облагается налогами. Впервые тема благотворительности и волонтерства обсуждалась на столь высоком уровне. В мае того же года проходит круглый стол на тему «Проблемы совершенствования законодательства в области благотворительности в РФ». Потанин, ссылаясь на несовершенство законов 90-х, продолжает развивать тему эндаументов. «Я убежден, что это сдвинуло бы с мертвой точки многие проблемы благотворительности, так как на практике мы часто сталкиваемся с тем, что адресату благотворительной помощи сложно планировать свое будущее: сегодня у благотворителя есть настроение давать деньги, завтра нет, – сказал тогда Потанин. – Создание эндаументов позволило бы заложить долгосрочную основу для любого проекта».
По сути, речь шла о возвращении к налоговым льготам, существовавшим до 2002 года, когда можно было направлять деньги на благотворительные нужды, взамен получая налоговые послабления для собственного бизнеса. Законопроект был внесен в Госдуму в ноябре того же года, вызвав немало споров. Противники законопроекта ссылались на проблемы начала 90-х годов, когда благотворительными фондами пользовались для ухода от налогов. После поправок депутатов эти льготы были сняты, однако благотворительность тогда смогла привлечь внимание прессы с неожиданным для себя коммерческим подтекстом. Хотя потом интерес СМИ явно ослабевает, подтверждая слова вице-президента МОО «ДоМо» Елены Боровкой о том, что «волонтерское движение в России отличается стихийностью». Два года о нем почти никто не вспоминает.
В августе 2008 года во время российско-грузинского конфликта тема волонтерства резонирует в федеральных СМИ. На телевидении, в печатных изданиях и Интернете сообщается о пожертвованиях на восстановление Цхинвала и тысячах добровольцев, отправляющихся на юг.
После конфликта освещение волонтерства в медиасфере можно условно разделить на две категории. Первая – государственная агитация с целью подготовки к Олимпийским играм-2014 в Сочи, Универсиаде-2013 в Казани и Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Она проводилась в основном на федеральных каналах телевидения, которые освещали создание специальных баз для подготовки волонтеров. Вторая касается роста гражданского общества и гражданской ответственности в России. К примеру, в августе 2009 года происходит трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС (127 сообщений в федеральных СМИ), которая повлекла за собой создание новых волонтерских движений в регионах.
═ «Облака» слов (теги), наиболее часто встречающиеся при освещении темы волонтерского движения в федеральных СМИ с февраля 2003-го по январь 2013 года. |
Действительно, устойчивый интерес в медиасфере тема волонтерства приобретает после летних пожаров 2010 года. СМИ тогда активно (179 упоминаний в августе) рассказывали о вкладе добровольцев в тушение пожаров. Интересно, что в преддверии летних событий министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу выразился за создание в России добровольной пожарной охраны. В конце того же года были приняты изменения в Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95, предусматривающие три важных аспекта. Первый касался «подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности». Второй предусматривал возможность заключения гражданско-правового договора между добровольцем и благополучателем: он позволял оплачивать добровольцу его расходы на жилье, проезд и питание. Третий позволял органам местного самоуправления «осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации».
Через год после пожаров в России на специальном совещании в Горках президент России Дмитрий Медведев отчитывал правительство за неудовлетворительную подготовку к грядущему лету. Речь шла о недопущении пожаров, в то время как губернатор Московской области Борис Громов докладывал о готовности к их тушению, заявив, в частности, о закупке 3000 ранцевых огнетушителей для волонтеров.
В 2011 году в СМИ активно обсуждается феномен волонтерства. Достаточно сказать, что тема упоминалась 1774 раза, что на 500 сообщений больше, чем в 2010 году. Но меняется и характер информационных поводов. Дело в том, что присутствующие на выборах независимые наблюдатели согласно законодательству тоже являются добровольцами, представляющими НКО. Примером таких добровольцев являются независимые наблюдатели из набирающей популярность в СМИ организации «Голос». При этом с марта количество сообщений в месяц неизменно превышало значение 100. За 2012 год уже 3923 сообщения, а количество сообщений каждый месяц превышало значение 200.
Такая популярность объясняется несколькими причинами. Во-первых, это парламентские и президентские выборы. Во-вторых, отклик волонтеров на наводнение в Крымске в июле 2012 года (рекордные 882 упоминания о волонтерах в СМИ). В-третьих, это реакция самих волонтеров на законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)». О последнем можно рассказать подробнее.
Противники законопроекта считают, что он ограничивает инициативу волонтеров. По мнению директора Союза волонтерских организаций и движений Владимира Хромова, закон приведет к излишней бюрократизации в работе НКО с волонтерами. Но главная проблема заключается в создании уполномоченного государственного органа, который фактически будет регулировать работу волонтеров.
В качестве одного из защитников законопроекта выступил член комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов, который заявил об упрощении порядка регистрации волонтеров. Глава комитета Валерий Рязанский, в свою очередь, подчеркнул, что после принятия закона на федеральном уровне регионы смогут принимать нормативно-правовые акты для стимулирования волонтерской деятельности.
Как бы то ни было, противостояние власти и волонтерского движения только набирает обороты. Учитывая стабильность интереса СМИ, конфликту обеспечено внимание. С другой стороны, к деятельности добровольцев это имеет весьма опосредованное отношение.